Академик Альфис Гаязов: «Дети должны помнить о героических подвигах предков»

gayazov

 

В преддверии Дня учителя мы побеседовали с министром образования Республики Башкортостан (ныне Президентом Академии наук РБ – ред.), доктором педагогических наук, профессором, членом-корреспондентом Российской Академии Образования, отличник Народного образования РСФСР Альфисом Суфияновичем Гаязовым.

НИША КОМСОМОЛА НИЧЕМ НЕ ЗАНЯТА

– Альфис Суфиянович, в год 70-летия Великой Победы учебные заведения республики провели большое количество мероприятий. Какие из них были наиболее значимыми?

– Действительно, мероприятий было очень много. Мы ставили задачу, чтобы они не были сухими, формальными, а задевали детей до глубины души. И это не праздное выражение! Дети, которые соотносят свою жизнь с героическими судьбами предков, ощущают себя причастными к родовому и государственному делу и становятся другими.

Самой сильной и трогательной оказалась акция «Бессмертный полк». Когда ребята достают с дальних полок фотографии ушедших из жизни прадедов и шагают с ними в одной колонне – это никого не оставляет равнодушным.

В большинстве наших школ есть музеи, где хранятся собранные учениками сведения о бабушках и дедушках – фронтовиках. В этом году по инициативе республиканского совета ветеранов в учебных заведениях впервые прошел конкурс музеев боевой славы.

В республике возродилось тимуровское движение. Школьники приходят к пожилым людям не только для того, чтобы помочь им по хозяйству, – это обычно и не требуется. Главное – само присутствие детей, взаимообогащение поколений. Я назову немаленькую цифру – у нас действует 13 500 тимуровских команд, в которых участвует 270 тысяч детей!

Мы проводим большую работу по патриотическому воспитанию. Важно, чтобы она не стала эпизодической, приуроченной к юбилейной дате, а продолжалась и в последующие годы.

– Вопросы гражданского воспитания всегда были в сфере ваших интересов, вы защищали диссертацию на эту тему. Изменилось ли за двадцать лет отношение общества к вопросам патриотизма?

– События девяностых годов не прошли даром. В те годы появился некий скепсис по отношению к своему государству. Когда исчез Советский Союз, молодые люди начали преклоняться пред западной культурой, появились попытки вытравить героические страницы отечественной истории. Но сегодня возрождается особое отношение к понятию «Отечество». События, связанные с воссоединением Крыма и России, задели за живое не только старшее поколение, но и молодежь. Мы наблюдаем подъем патриотизма, гордости за свою Родину. Это заметили и за рубежом, поэтому пытаются оказывать на нас давление. Но у них ничего не получится. Наш народ всегда имел свойство вовремя собраться.

Приятно видеть, что молодежь сейчас выбирает майки не с изображением Капитолийского холма или флагом Великобритании, а с надписью «Россия, вперед!» или «Я люблю Уфу». Это тоже важно, ведь великое начинается с малого.

– Многие люди старшего поколения с ностальгией вспоминают пионерское детство, комсомольскую юность. Нужна ли сейчас альтернатива этим молодежным организациям?

–   Это очень больной вопрос. Мы многие годы живем без пионерии и комсомола, и, к сожалению, эта ниша ничем не занята. Кто-то считает, что в последние годы пионерская и комсомольская организации были слишком формализованы, но разве можно забыть атрибутику и те красочные мероприятия, которые нас сближали?

Сегодня ни одно движение не может похвастаться ни такой массовостью, ни традициями. Искусственная погоня за количеством людей ни к чему не приводит. Хорошо, что есть организации для младших школьников, например, «Пчелки Башкортостана». Но нас сегодня больше волнуют ученики среднего и старшего возраста. Объединение, подобное пионерской или комсомольской организации, держало бы подростков в определенных рамках и помогало им найти свое место в обществе. Но пока здесь еще работать и работать.

Интересная вещь: когда не стало пионерской организации, нам пытались навязать движение скаутов, но оно практически не прижилось. Казалось бы, скауты – те же пионеры, так же ходят в походы… И все-таки другой менталитет, иная идеология. Я считаю, нельзя сдаваться, нужно искать что-то новое. Ведь детские оздоровительные лагеря берегут свои традиции, детям это нравится. Значит, все возможно. Надо взять самое лучше из прошлого и применить это к современным реалиям. А для этого надо искать механизмы.

ВОЗРОДИТЬ ОБРАЗ ИНТЕЛЛИГЕНТА-УЧИТЕЛЯ

– Ветеранов волнует, что в современной школе мало места уделяется трудовому воспитанию. Разделяете ли вы их тревогу?

– В последние годы появилось много новых документов, лежащих в основе образовательной деятельности. Это законы и подзаконные акты, СанПины, Федеральные государственные образовательные стандарты, от которых мы не имеем права отойти ни на шаг. Учебные планы построены на основе этих стандартов. Следование им позволяет создавать единое образовательное пространство на всей территории России.

Да, в прежние годы выделялись часы на трудовое воспитание и профориентацию, теперь их нет. Более того, исчезли из учебных планов астрономия и черчение – тот набор предметов, без которых готовить к жизни человека практически невозможно. Полагаю, что эти вопросы должны прорабатывать депутаты Государственной Думы и Курултая и впоследствии инициировать принятие законов. Мы же, представители исполнительной власти, обязаны их выполнять.

– Что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы повысить авторитет учителя в современном обществе?

– В годы советской власти мы повторяли слова Ленина: «Учитель должен быть поставлен на такую высоту, на которой они не стоял, не стоит и не будет стоять в буржуазном обществе». Но никто не задумывался о продолжении этой фразы. А ведь дальше Ленин писал: «…и в первую очередь – его материальное положение». Мы сегодня сделали многое, чтобы улучшить материальное положение педагогов. За три-четыре года почти в два раза подняли заработную плату. Сегодня средняя зарплата учителей по республике – двадцать пять тысяч рублей. Конечно, зарплата зависит от категории, стажа, звания. Опытные педагоги получают больше, но и начинающих мы стремимся поддержать.

Но, хотя бытие определяет сознание, есть вещи, над которыми еще нужно работать. Ведь авторитет учителя – это прежде всего призвание, это галерный труд, который иногда и не находит в полном объеме своего вознаграждения. Мы должны возродить образ мудрого интеллигента-учителя, который был и до революции, и в советские годы. Пусть педагог выглядит современно и не носит, скажем, шляпу, пенсне и бородку, однако он должен вызывать уважение.

Наши школы в последние годы изменились, в них появилась дорогостоящая техника: компьютеры, проекторы… Но даже если школу озолотить, а в ней не будет таких педагогов, как Викниксор из «Республики ШКИД» или учитель истории из фильма «Доживем до понедельника», мы не сможем поднять учебный процесс на высочайший уровень.

Работать над этим должно не только одно ведомство, но и все общество. Ведь педагоги воспроизводят человеческий капитал, который завтра будет укреплять нашу экономику. Уверен, что наши уважаемые ветераны, которые работали в советской школе, как раз из той обоймы людей, которых можно назвать истинными интеллигентами, образцом для подражания новому поколению учителей.

НУЖНЫ НОВЫЕ ДЕТСКИЕ КНИГИ

– Согласны ли вы с мнением, что единый госэкзамен разрушает наше образование?

– К ЕГЭ я отношусь однозначно – это одна из необходимых форм оценки знаний. Мы не можем отходить от общемировой практики. Всегда при устройстве на работу, получении квалификационного разряда люди проходят тестирование, это делают и школьники. Пора уже относиться к ЕГЭ как к данности и в этом русле работать. ЕГЭ уравнивает возможности детей, позволяет выпускникам из глубинки поступать в столичные вузы. Замечу, что ЕГЭ – это в первую очередь предмет волнения родителей, а сами дети относятся к нему нормально. Волнуются, конечно, но кто из нас не волновался накануне экзамена?

– Завершается Год литературы. К сожалению, дети сейчас мало читают. Можно ли вернуть их к книге?

– Это серьезная проблема. В прежние годы книга была единственным источником знаний, а сейчас и телевидение, и интернет пытаются отодвинуть ее на периферию. Чтобы привить любовь к чтению, нужны хорошие книги, близкие и понятные современному ребенку. Но сегодня нет новых поэтов, сопоставимых с Агнией Барто, Сергеем Михалковым, Корнеем Чуковским. Почти не переиздаются народные сказки. Помните замечательную серию «Моя первая книжка»? Эти тоненькие, дешевые, но интересные книги были в каждом доме. При современных издательских возможностях можно выпускать подобную серию, но только гораздо ярче, красочнее. Ведь ребенка интересует все самое красивое и увлекательное. Вот тогда дети сами потянулись бы к книгам. Считаю, что необходимо создать ассоциацию детских писателей Башкирии и издавать хорошую литературу.

– А вы находите время для чтения?

– Времени крайне мало, но для книг стараюсь его найти. Люблю перечитывать классику. Интересуюсь современной литературой, но только не детективами, а романами, которые волнуют людей.

– Альфис Суфиянович, что вы можете пожелать старшему поколению и, в первую очередь, ветеранам-педагогам накануне Дня учителя и Дня пожилого человека?

– Известна фраза: «Молодое поколение входит в жизнь на плечах старшего». Мы не должны забывать, что современная жизнь создана теми, кто в прежние годы работал не покладая рук. Надо помнить, что существует некий большой человеческий опыт, из которого мы постоянно черпаем для себя нечто важное. Общество будет сильным лишь тогда, когда имеется пласт людей – носителей этого бесценного опыта. Я с благодарностью и уважением отношусь к ветеранам. Пусть они как можно дольше будут с нами.

Беседовала Светлана Беллендир

Опубликовано в газете «Ветеран Башкортостана» № 9 (85) сентябрь 2015 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.