Актуальный опыт. Темы исследований, которые проводили школьники

Учитель истории, руководитель объединения «Краеведы-археологи», участник военно-исторических реконструкций и археологических раскопок Виталий Полосин рассказывает о том, какие темы поднимают школьники в исследовательских работах. Уважаемые педагоги, делитесь своим опытом, прислав материалы на почту veteranrb@mail.ru.

«При подготовке научно-исследовательских работ мы с ребятами работаем в фондах музеев и в архивах, — рассказывает Виталий Тихонович. — Если нам очень везло, то записывали воспоминания участников событий. Сейчас приходится больше разговаривать с теми, кто знал этих людей».

Вот некоторые темы, которые были подготовлены ребятами:

  1. «Соловецким юнгам посвящается, или шагнувшие в бессмертие».

В этом исследовании освещается история уникального воинского подразделения, сформированного в годы войны фактически из детей. Речь идет о Соловецкой школе юнг. Большую трудность при выполнении работы составил тот факт, что история школы юнг слабо отражена в исторической литературе. Героическим прошлым юнг занимаются в основном музеи в разных городах страны. Опубликовано много разрозненного материала о юнгах, их участии в боевых операциях, их послевоенной судьбе, но нет ни одной серьезной монографии, которая освящала бы эту уникальную страницу военной истории.

Но нам повезло – мы познакомились с последним, остававшимся в живых в нашей республике бывшим Соловецким юнгой первого набора Таращуком Генри Николаевичем. К сожалению, наше знакомство и дружба с этим мужественным и прекрасным человеком оборвалась 15 ноября 2009 года… Но наши встречи с ним, разговоры, не пропали даром. Именно воспоминания Генри Николаевича легли в основу нашего исследования.

Слушая его рассказы о том, как пацаны 14-16 лет жили в палатках, умывались снегом, рыли себе землянки в твердом грунте и учились, а потом воевали, ребята невольно задавались вопросом: «А мы сами смогли бы так? Уйти из родительского дома навстречу неизвестности, а может быть, и гибели?»  И мы хотим, чтобы и наше поколение не утратило принципы исторической памяти, чтобы не ушли в забвение герои, отдавшие свои жизни за Родину.

 

  1. Коминтерн в Башкирии. С началом войны Исполком Коминтерна был эвакуирован в Уфу. На основании изученных документов и источников виден тот огромный объем работы, который был выполнен Коминтерном с момента начала войны и до его роспуска в 1943 году. Коминтерн разрабатывал основные направления деятельности компартий в условиях Второй мировой войны, оказывал им помощь пропагандистскими материалами и кадрами.

В Уфе по инициативе Георгия Димитрова в Уфе была оборудована радиостанция Коминтерна, которая осуществляла связь с иностранными компартиями и вела радиопропаганду в странах фашистского блока и оккупированных странах на 18 языках. В Уфе было выпущено несколько номеров журнала «Коммунистический Интернационал».

Отдельная страница военных лет – это школа Коминтерна в с. Кушнаренково в 60 км от Уфы. Это была универсальная школа, где готовили не только партийных функционеров и агитаторов, но и разведчиков и диверсантов. В разное время здесь бывали и работали Георгий Димитров, Долорес Ибаррури, Морис Торез, Вильгельм Пик, Пальмиро Тольятти, Клемент Готвальд, Отто Куусинен. Одним из примерных учеников был Маркус Вольф – впоследствии руководитель «штази» — одной из самых сильных спецслужб мира. Значит, учили здесь курсантов основательно и качественно.

 

  1. Вклад народов Южного Урала в победу в Отечественной войне 1812г. В этой работе мы рассказываем об участии башкирских полков в Отечественной войне 1812 года с момента ее начала до Бородинского сражения, не касаясь заграничных походов.

Данная работа не претендует на исчерпывающую информацию о вкладе нашего края в победу над Наполеоном. Будут появляться и новые документы, свидетельства, посвященные истории этой части Российской истории.

Как отечественными, так и зарубежными авторами написано множество книг о бесславном походе Наполеона в Россию. Историки продолжают спорить, кто же победил и понес большие потери в Бородинском сражении. Несомненно одно – Бородинское сражение, как и сама Отечественная война – это доблесть русского оружия и подвиг всего народа России, который без колебаний встал на защиту своей Родины.

Не стали исключением и башкиры. Основным побудительным мотивом их участия в военных походах Российской армии, был патриотизм.

Высокую оценку патриотизму башкир в 1812 году давали и высшие военные руководители. М.И. Кутузов в письме к Оренбургскому генерал-губернатору Г.С. Волконскому писал: «Вы можете представить, ваше сиятельство, радости и удовольствия, с каким все и каждый из русских воинов стремится за бегущим неприятелем, и с какой храбростью наши воины, в том числе и казаки, и некоторые башкирские полки поражают их».

Г.С. Волконский в письме дочери от 2.10.1812 г. писал: «Многочисленные полки иррегулярных войск отправлены в армию. Все идут с охотою защищать Отечество».

У нас в республике есть два клуба, которые занимаются изучением и военно-исторической реконструкцией событий Отечественной войны 1812 года: «Уфимский пехотный полк» (руководитель Р.Н. Рахимов) и «Северные амуры» (руководитель И. Г. Шаяхметов).

В 2011-годах мы побывали в составе этих клубов на военно-исторических фестивалях под Смоленском и на Бородино. Мы проделали тот же путь, что и полки, сформированные у нас в Башкортостане. Много раз нам приходилось слышать об этих событиях от учителя, читать учебник, книгу, смотреть слайды. Но совсем другое дело, когда оказываешься в атмосфере сражения, которое происходило 200 лет назад. В наших планах отыскать в архивах неизвестные ранее документы и факты.

  1. Русско-японская война 1904-1905 гг. Целью этой работы является попытка проанализировать причины, особенности, ход, итоги русско-японской войны 1904-1905 гг., понять особенности ведения боевых действий российской армии и флота, а также показать влияние последствий войны на дальнейшее развитие России, изучить биографии некоторых военачальников и рядовых участников войны, показать отражение событий 1904-1905 гг. в различных жанрах русской и советской культуры.

Объектом исследования данной работы являются события русско-японской войны, её участники, произведения деятелей культуры об этих событиях.

Предметом исследования данной работы являются ключевые события войны 1904-1905 гг., их роль и место в истории России начала 20 века.

Политические последствия Русско-японской войны оказались настолько глобальными, что они не решены до сих пор. С одной стороны, эта война предопределила крах Российской империи, а с другой — завершила формирование Антанты, коалиции государств, которые через десять лет примут участие в Первой мировой войне.

  1. Первая Мировая война и участие в ней 190 пехотного Очаковского пехотного полка. Объектом данного исследования являются основные события Первой мировой войны на русско-германском фронте 1914-1918 гг. Предмет исследования: участие в этой войне 190 Очаковского полка. При написании работы мы изучали и анализировали местную прессу, которая освящала события на фронте в годы война.

Цель работы: показать героизм и самоотверженность солдат отдельно взятой воинской части, а именно 190 Очаковского полка и их вклад в боевые действия российской армии.

  1. Битва за Москву и участие в ней наших земляков

Цель этой работы показать учащимся, как «непобедимая» немецкая армия впервые потерпела поражение под Москвой; способствовать патриотическому воспитанию школьников;

  1. Развитие советского авиационного моторостроения в предвоенные и военные годы на примере УМПО. Актуальность работы состоит в том, что на фоне разрушения промышленного потенциала страны в целом и авиационной промышленности в частности, в нашем городе, сохранилось предприятие, которое было создано и начало выпуск продукции в условиях военного времени. Вся его история – это пример для современных руководителей, как надо работать во благо страны, а не ради своего кармана.
  2. Работа уфимского железнодорожного узла в годы великой отечественной войны.

Актуальность данной темы состоит в том, что о работе железнодорожного транспорта в годы войны и его вкладе в победу советская и российская историография уделила незаслуженно мало внимания. О победах на фронте в распоряжении исследователей огромное количество архивных документов, написано множество книг, мемуаров, диссертаций. Но работа железнодорожного транспорта, который обеспечивал эту победу, освящена довольно слабо. Не последнее место в этом ряду занимает и Уфимский железнодорожный узел. Не будь четко отлаженной работы всего железнодорожного хозяйства, мужества и самоотверженности людей, занятых в этой отрасли, жертв, разрушений и потерянных территорий было бы намного больше.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.