Трагедия 1989 года в Баку. Как погибла 8-я парашютно-десантная рота
Ноябрь 2016
В Башкирском кадетском корпусе имени Героя России Александра Доставалова почтили память десантников восьмой роты 217-го полка 98-й воздушно-десантной дивизии, погибших под Баку при исполнении служебного долга в 1989 году. Специальный фестиваль «Осенний марафон» начался с минуты молчания, сообщает пресс-служба Главного федерального инспектора по Башкортостану.
В рамках памятных мероприятий кадеты пробежали кросс, стреляли из пневматической винтовки, соревновались в плавании. Победителей наградили грамотами. В день марафона воспитатели провели с кадетами беседу, рассказали им о судьбе и подвигах военнослужащих восьмой роты.
В Башкирском кадетском корпусе ежемесячно проводятся спортивные, познавательные и культурно-массовые мероприятия. В октябре состоялся этап Всероссийской олимпиады школьников по русской литературе, биологии, экономике, обществознанию, физике, географии. В этом же месяце кадеты выезжали с экскурсией в город, где посетили военные и этнографические музеи, познакомились с достопримечательностями столицы региона.
ИЗ ИСТОРИИ:
«18 октября 1989 года, после выполнения задания правительства на территории Азербайджанской ССР, при взлёте с аэродрома «Насосный» под Баку трагически погибла 8-я парашютно-десантная рота 217-го гвардейского парашютно-десантного полка.
Десантники, выполнявшие задачу поддержания конституционного порядка в Закавказье, на самолетах Ил-76 улетали домой — на место постоянной дислокации (г. Болград Одесской области). В шестнадцатый по счету самолет погрузились два взвода и управление 8-й роты 217-го парашютно-десантного полка 98-й болградской гвардейской воздушно-десантной дивизии.
Во время набора высоты воздушный стрелок Александр Андрияш по внутренней связи сообщил о возгорании двигателя. Была задействована система аварийного пожаротушения, комполка военно-транспортной авиации полковник Калмыков принял решение возвращаться.
Во время разворота и последующего снижения старший бортовой техник Евгений Андреев раз за разом пытался активировать систему пожаротушения, он не знал, что она уже разрушена. Все попытки экипажа справиться с огнём были обречены на неудачу.
Плоскость крыла была объята пламенем, отвалился и упал в море двигатель. У летчиков были парашюты, они могли попытаться покинуть борт и спастись. Но у десантников парашютов не было, и летчики не оставили их.
Несмотря на самоотверженные действия экипажа, не в их силах было удержать самолёт в воздухе. Ил-76 резко накренился и рухнул в воду. Самолёт упал на мелководье, с берега были хорошо видны хвост и часть фюзеляжа. Тут же снарядили катера и моторные лодки. Но штормовой северный ветер поднимал огромные волны, у спасателей не получилось даже подойти к остаткам самолёта, среди которых надеялись обнаружить живых. После нескольких неудачных попыток, когда уже совсем стемнело, спасательную операцию прекратили.
Выводы комиссии по расследованию причин гибели борта № 76569: «Катастрофа произошла из-за нелокализованного разрушения двигателя № 1 Д-30КП, в результате обрыва вала турбины низкого давления, вследствие разрушения межвального подшипника».
В момент падения в самолёте находились 48 десантников 8-й роты, 2 человека из наземных служб аэродрома и 7 членов экипажа Ил-76. Всего погибло 57 человек.
Офицеры, прапорщики, сержанты и солдаты 8-й парашютно-десантной роты до конца выполнили свой долг перед Родиной. Благодаря их усилиям не разгорелся межэтнический конфликт в Закавказье. Не было массовых убийств, издевательств, грабежей, покинутых домов, беженцев…»