Георгий Свиридов. В годы войны служил в музыкальном взводе в Бирске
Наверное, мало кому сегодня известно, что короткий, но очень насыщенный период жизни знаменитого композитора Георгия Васильевича Свиридова в годы Великой Отечественной войны был связан с его службой курсантом секретного военного училища Воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС), эвакуированного в 1941 году из блокадного Ленинграда в маленький провинциальный городок Бирск.
Зимой 1942 года по состоянию здоровья, а также по ходатайству его учителя композитора Дмитрия Шостаковича, директора Ленинградской филармонии И.И Саллертинского и его сослуживцев по училищу ВНОС, Георгий Свиридов был демобилизован из армии в Новосибирск по месту работу эвакуированной из Ленинграда филармонии.
Но в упомянутый бирский период Свиридов служил в музыкальном взводе, который устраивал концерты для жителей Бирска, а также выезжал с концертами в Уфу. Композитор делал переложения популярных военных песен для духового оркестра. Несмотря на суровые казарменные, отнюдь не творческие условия военной службы, он не прекращал композиторскую работу и сочинил «Песню смелых» о моряках. А на его сборнике «Песни странника» на стихи древнекитайских поэтов указана фактическая дата – 1941-1945 годы.
Ходатайства бирских и уфимских краеведов, обнаруживших бирский след в биографии композитора, об увековечении памяти Георгия Свиридова в Башкирии были услышаны Правительством РБ и администрацией Бирска.
В год 90-летия композитора (2005-й) на одном из зданий Госпедакадемии (бывшем клубе военного училища ВНОС) была установлена памятная доска. Так Бирск стал третьим городом России (после Курска и Фатежа), где была увековечена память этого композитора. Одной из улиц в новом микрорайоне Бирска было присвоено имя Свиридова.
С тех пор в республике в городах Бирске, Уфе и Нефтекамске регулярно проводятся «Свиридовские дни» (концерты, чтения, встречи), а студенты, педагоги, краеведы активно участвуют в международной конференции «Свиридовские чтения» в Курске.
Лейтмотивом творчества композитора всегда была тема судьбы народа и России на ее драматических переломах. В последние годы он обратился в творчестве к истокам христианской духовности, создав шедевры духовной хоровой музыки «Духовные песнопения и молитвы» и хоры к драме Толстого «Царь Федор Иоаннович» и др. А его знакомство с башкирскими мелодиями отразилось в одной из частей («Уральский напев») популярной сюиты «Время вперед».
Музыка Георгия Свиридова входит в нашу жизнь с детства. В его музыкальных иллюстрациях к пушкинской «Метели» вновь и вновь оживают в наших душах яркие и зримые образы бескрайних просторов Родины. Так звенит колокольчик под дугой уставшей тройки, затерявшейся в бесконечной заснеженной российской степи. Так теплится огонек свечи и плывут тени по стенам старой церквушки. Так просыпается и оживает природа под звуки прелюдии «Весна». А его мятущийся в ностальгии «Вальс» или «Военный марш» пробуждают в нас исторические образы далекой и такой близкой старой России.
«Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться!» – так определил творческую задачу сам Свиридов, оставляя современникам и потомкам вечную музыку о России.
Анатолий Крюков, региональный представитель Национального Свиридовского фонда РБ с 2006 г, ветеран труда, краевед.
***
Публикация размещена в рамках проекта «Ветеран Башкортостана: с уважением к времени и людям»,
реализуемого АНО Издание «Ветеран Башкортостана» при грантовой поддержке Президентского Фонда культурных инициатив.