И зимой, и весной ветераны отправляются в автопоходы!

По плану работы комиссии по культуре, спорту и туризму Уфимского городского совета ветеранов зимой было совершено два автопохода по Башкортостану, Пермскому краю и Свердловской области. Мы посетили Кунгурскую ледяную пещеру в разные месяцы зимы, познакомились с   природой этих мест, их историей, культурой (о посещении пещеры читайте здесь, любуйтесь фотографиями!).

Также мы стремились повысить спортивное мастерство участников-ветеранов. Ведь данный регион интересен препятствиями, в зимних условиях соответствующих третьей категории сложности. В наши планы входило посещение местных горнолыжных курортов, укрепление дружеских и родственных связей.

Первый поход — в дни святого праздника

Первый поход состоялся в дни святого праздника Крещения. В составе группы было пять человек во главе с председателем Орджоникидзевского совета ветеранов Ярославцевым Николаем Ивановичем. Передвигались мы на машине известного барда Николая Лаухина. «Лада-Ларгус» – достаточно вместительный и скоростной автомобиль.

Погода была морозной и солнечной. Мы быстро добрались до Павловки и далее – до Успенского Свято-Георгиевского монастыря «Святые Кустики». Дальнейший наш путь пролегал через райцентр Аскино в город Кунгур, в который прибыли вечером в сумерках.

Богослужение и освящение подземных озёр в Кунгурской пещере происходит в 20.00 часов. На улице было минус 22 градуса. Отогрелись в кафе, и в 20 часов 20 минут вошли в пещеру. К чему мы стремились, то сбылось.

В конце маршрута у подземных озёр батюшка прочитал молебен, освятил воду, и мы совершили обряд, трижды окунаясь в холодную воду.

На выходе нас ожидал фуршет с кагором, глинтвейном и канапе. Причастившись, счастливые мы отправились на ночлег по уже знакомому пути в гостиницу.

Утром, совершив символическое катание на горных лыжах, мы отправились в дальнейший путь. В городе остановились на фотосессию у символического «Пупа земли» – места, где сходились торговые пути разных народов и времён.

Затем мы поехали к Белогорскому Свято-Николаевскому миссионерскому мужскому монастырю, золотые купола которого были видны за 2 километра. Зрелище неописуемое! Очень много паломников, и мы с трудом находим место для парковки. Монастырь стоит на горе, на улице   –22 градуса и сильный ветер. Но виды с горы открываются шикарные!

На беглый осмотр у нас ушло 35 минут, и мы спешим далее. К вечеру прибыли в город Чусовой на горнолыжный курорт «Такман».

Утром после завтрака, отправились на горнолыжку, которая расположена рядом с гостиницей. Здесь нас ожидал приятный сюрприз: первый час катания с10-00 до 11-00 у них бесплатный – а нам большего и не надо!

Десять трасс различного уровня сложности и протяженности позволяют проявить себя, как хочется. После катания упаковываемся, привязываем на багажник лыжи и трогаемся в обратный путь. Он был спланирован и пройден другим маршрутом – мимо города Лысьва, через Берёзовку на Кунгур и далее через Ачит на Красноуфимск и Месягутово.

По пути заехали в деревню Сарсы, где посетили местный Святой источник. Очень живописное место: небольшая деревянная церковь, отдельно стоящая звонница, на протекающем источнике – купель и непосредственно сруб над самим родником, в котором мы и набрали святой воды.

Вскоре мы прибыли в село Месягутово, где по плану у нас была ночёвка у друзей Николая Лаухина, которые об этом не знали. Николай решил им сделать сюрприз.  Сюрприз получился. Но ещё больший сюрприз оказался для нас, когда при знакомстве с хозяйкой дома Вероникой оказалось, что члены семьи являются дальними родственниками нашего штурмана Камского Михаила. Не иначе, как божьим провидением это и не назовёшь! Только в крещенские дни могут быть такие совпадения. Ужин, разговоры про родственников, песни под гитару. Спать легли уже за полночь.

На следующий день через Кропачево направились в город Миньяр, где в течение полутора часов покатались на горных лыжах. Остаток пути до Уфы группа прошла по трассе М5.

Весной Кунгурская ледяная пещера — самая красивая!

Второй спортивный автопоход мы провели в первых числах апреля. Именно в конце марта и начале апреля Кунгурская пещера становится самой красивой из-за образования кристаллов инея и ледяных сталагмитов и сталактитов. Второй основной целью данного похода являлось посещение горнолыжного курорта «Губаха» – самого лучшего на Среднем Урале. Весна в этом году затяжная, и нам в полной мере удалось это испытать на себе. Нам – это двоим неработающим пенсионерам, друзьям по совместной учёбе в Уфимском нефтяном техникуме и по совместным походам в юности: Мозлову Валерию и автору этих строк Камскому Михаилу.

Средством передвижения в данном походе был полноприводной «Кайрон» Валерия, так как предполагалось прохождение четырех участков без асфальтового покрытия, а мартовские снегопады могли занести эти участки. Так оно и вышло.

Родственники отговаривали нас ехать в такую погоду, но было одно обстоятельство, которое не позволяло нам переносить сроки выхода маршрут: с третьего апреля закрывались все ледовые переправы в Башкортостане, а наш маршрут предполагал пересечение реки Уфа в районе Караидели.

Начало маршрута полностью совпало с нашим январским походом. Успенский Свято-Георгиевский монастырь встретил нас колокольным звоном в честь Вербного воскресения. На территории монастыря шёл крестный ход, было много паломников, монахи шли с пальмовыми ветками в руках.

В главном соборе шла служба, пел церковный хор, огромные люстры раскачивались. Нам всё это очень понравилось.

Дальнейший путь в условиях не прекращающейся метели представлял серьёзную трудность из-за сложного состояния дорожного покрытия.

Перед Караиделью остановились для осмотра строительства моста через реку. В 2020 году дорога на Месягутово пойдёт по этому мосту в обход Караидели.

В самом посёлке, заплатив 35 рублей в кассу, по льду переправились на левый берег Уфимки. И спуск на лёд, и подъём на противоположный берег были очень крутыми.

На протяжении последующих  72-х километров дорога, петляя с крутыми подъёмами и спусками, идёт по тайге до деревни Тастуба. Проходит реконструкция этой трассы: местами валят лес, местами отсыпают насыпь.

К концу дня метель закончилась, потеплело – и от Тастубы уже по снежной каше на асфальте мы доехали до Месягутово, где остановились на ночёвку у вновь обретённых родственников.

На следующий день по плану похода мы идём до Кунгура по весенним раскисшим дорогам и мокрому асфальту. Ночуем в гостинице «Сталагмит».

Утром после завтрака отправляемся в Белогорский монастырь. Народу никого – и мы вдвоём любовались окрестностями, храмом и его внутренним убранством. На обратном пути при выезде из Калинино остановились на берегу пруда у оригинального памятника медистому песчанику – руде, из которой в 18 веке выплавляли медь.

В отличие от прошлого похода, мы в этот раз запланировали проехать через Пермь. Пользуясь только атласом, без навигатора, удачно проехали через весь город и взяли курс на город Березники, где остановились на ночёвку в гостинице «Центральная». Следующий участок пути до города Губаха – там расположен горнолыжный туристический центр с одноимённым названием, где мы покатались на лыжах в течение трех часов.

Виды с горы открываются великолепные! Время пролетело незаметно, и мы даже не успели разведать все трассы.

На следующий день мы продолжили  свой маршрут в направлении города Чусовой, до которого от Губахи 77 километров. Погода хорошая, асфальт сухой, рядом надёжный товарищ, из магнитолы льётся шансон – что ещё нужно для счастья автотуристу?

На этом отрезке пути запомнились серпантины на спуске и за тем подъёме у реки Вильва.

В 11-00 прибыли в Чусовой на горнолыжный центр «Такман». Трассы здесь несложные и катались мы здесь недолго. Дальше отправились по маршруту на Кунгур, где по плану было посещение пещеры с элементами лазерного шоу. И здесь опять нам повезло – на последний сеанс в 17-00 никого, кроме нас двоих, не было. Экскурсия удалась на славу!

Мы прошли самым длинным маршрутом, получили больше информации, больше возможностей пофотографировать  все достопримечательности пещеры.

Самое лучшее время для посещения – это март-апрель. Летом нет ледяных сталагмитов и сталактитов, в январе не было разнообразных кристаллов в первых залах пещеры. На следующий день отправились дальше по знакомому уже пути через Ачит на Красноуфимск, где посетили храм Александра Невского и удачно попали на богослужение с пением местных певчих. Заехали на святой источник в деревне Сарсы , где провели хорошую фотосессию и набрали святой воды. Вскоре мы были уже в Уфе.

На основании этих двух походов можно сделать следующие выводы:

— пенсионеры могут путешествовать не только летом, но и зимой,

— у нас в стране много красивых и интересных мест;

— путешествовать дешевле среди недели группой в 4-5 человек;

— обретайте в походах новых друзей и родственников! Ведь самая главная радость в жизни – это радость человеческого общения.

Михаил Камский, мастер спорта России, Заслуженный путешественник России.