«История башкирских родов». Знай корни свои. ИРЕКТЫ

Многотомник «История башкирских родов» выпускается при финансовой поддержке Благотворительного фонда «УРАЛ»

***

«Иректе» переводится как «несущие службу в крепости»

Башкирский род Иректы является ответвлением другого крупного рода Табын. Своим предком башкиры табынцы и иректинцы считают Майкы-бея из племени Уйшин.

Уйшины — группа сако-скифских кочевников, с древности обитавших на территории современного Восточного Туркестана и Семиречья. Они были европеоидным народом. Китайские источники VIIвека отмечают, что уйшины «обликом весьма отличны от других иностранцев Западного края. Ныне тюрки с голубыми глазами и рыжими бородами… суть их потомки».

Майкы-бей был сподвижником Чингиз-хана, командовал родами его правого крыла. Фактически та часть северных тюрков, которая попала в мировую монгольскую империю, находилась под управлением Майкы-бея. Этот факт стал центральным воспоминанием башкир табынцев и иректинцев о своем прошлом. В средневековом сочинении «Кысса-и Чингиз-хан» красной нитью проводится мысль о том, что именно благодаря помощи вождей ряда башкирских племен, в том числе Майкы-бея, Чингиз-хан стал во главе государства. За это великий завоеватель даровал башкирам атрибуты власти и право на владение землей. Отсюда и истоки древнего башкирского вотчинного права.

По окончании завоевательных походов улус Майкы-бея, получивший название Табын, вошел в состав башкирского народа, и сегодня является его крупнейшей частью. Табынцы поселились в Зауралье на территории современных Челябинской и Курганской областей. В XVвеке часть башкир-табынцев переселяется на западную сторону Уральских гор, населяя часть современных Архангельского, Аургазинского, Гафурийского, Давлекановского Кармаскалинского и Учалинского районов Башкортостана. А часть табынцев ушла на север и расположилась на территории современных Татышлинского и Балтачевского районов Башкортостана, а также Татарстана. Это ответвление табынцев стало называть себя иректинцами.

Слово «Ирәк» на старотюркских диалектах означало «крепость». «Ирәкле» или по говору башкир Зауралья «Ирәкте» переводится как «несущие службу в крепости».

В свою очередь род Иректы условно разделился на три части: Ялан-Иректы (полевые иректинцы) в Муслюмовском районе Татарстана, Танып-Иректы (таныпские иректинцы) в Балтачевском районе Башкортостана и Урман-Иректы (лесные иректинцы) — в Татышлинском районе нашей республики.

Поселения башкир рода Иректы Татышлинского района РБ

Старый Чукур(Старочукурово) — коренное поселение башкир-иректинцев. Было время, когда поселение так и называлось — Иректы. Было известно и как Джирем. Здесь жили только одни вотчинники. Чукур — родина башкирского поэта, писателя и суфийского шейха второй половины XIX в. Гали Сокороя (настоящее имя — Мухаметгали Габделсалихович Кииков), правнука башкирского старшины Шарифа Киикова.

Из коренного поселения Старочукур в начале XX в. выделилась часть жителей и основала д.Новые Иракты или Чукур. д.Новый Чукур (Новочукурово) — основана выходцами из коренной д.Чукур между 1776-1795 гг. д.Аксаит (название происходит от антропонима. В то же время местные краеведы приводили версию о происхождении названия села от гидронима в их диалектном звучании — реки Ык, протекающей по границе современных Башкортостана и Татарстана, и имени первооснователя — Саит, получается «Ыҡсаит»). Аксаитово — родина главы Администрации Татышлинского района РБ Рушана Гараева, а также певца, народного артиста Башкортостана и Татарстана Салавата Фатхетдинова.

Деревня Старый Курдым — родина народного поэта Башкортостана, драматурга Ангама Атнабаева.

Деревни Маматай при одноименной реке, НовомаматаевоИльмет (Ильметово) при р.Саугушты, Верхне— и Нижнекудашево при р.Кудаш (из них в начале XX в. образовался выселок, переросший в д. Новокудашево), Зиримзи при одноименной речке, Чургулды при одноименной речке, Савалей (Савалеево, название ее происходит от антропонима Савалей — Һәүәләй), Ялгыз-Нарат при р.Тибиль (имела второе имя «Хамит», являлась выселком из д.Старый Чукур), АртаулБизьЗирмизибашКардагуш.

Поселения башкир рода Иректы Балтачевского района РБ

Кансиярово(Нижнекансиярово, название происходит от антропонима Кансияр/Кансуяр), Кансияр ВерхнийТыкановоЧурапаново.

Поселения башкир рода Иректы Муслюмовского района Татарстана

Населенные пункты Муслюмовского района Татарстана, образованного 10 августа 1930 г. (в 1963-1965 гг. в составе Мензелинского и Сармановского районов), возникли на вотчинных землях башкирских племен Буляр и Иректы. Территория современного Муслюмовского района в прошлом включала Булярскую и Мушугинскую тюбы Булярской волости, Абдульбинскую тюбу Иректинской волости, одна деревня — Табын Верхний относилась к Сарайлы-Минской волости. Вплоть до 1920 г. все указанные волости входили в Мензелинский уезд Уфимской губернии. Поселения булярских башкир расположены в восточной части района, а западная половина — долина р.Ик — регион расселения потомков иректинских башкир. После создания Татарской автономной республики указанные волости с компактным башкирским населением были переданы в состав ТАССР, и в 1920-30 гг. относились к Мензелинскому кантону этой республики.

Мелля-Тамаки Мелля-Тамак Шарип — в прошлом два поселения, разделенные р.Мелля у ее впадения в р.Ик. В Меллятамак-Шарип располагалось волостное правление Иректинской волости.

Село Табын Нижний на р.Табынка (левый приток р. Мензеля) основано башкирами-иректинцами в середине XVII в.  Табын Верхний при р.Табынке — поселение башкир Сарайли-Минской волости, с 1866 г. — Иректинской, затем — Нуркеевской. Все ревизии населения XVIII-начала XX вв. фиксировали деревню моноэтничной — башкирской.

ДеревниВаряш Старый (Чершилы, Каран-Тамак) в долине р.Ик, Варяш Баш на ручье Варяш (правый приток р. Ик), Тамъян на р.Ик, Митряй у впадения р.Казанчинка в р.Ик, Салауз-Мухан (Юрлино-Юстино, Юсти Юмино) на р.Ик, Нарат Астыв долине р.Ик, Тогаш (Тугаш), Тыгирмянлик, Именни (Именли, Менле), Варяш-Катмыш при оз.Катмыш.  В прошлом существовали такие башкирские поселения на смежной вотчине иректинцев и сарайли-минцев, как Кадырмет-Кувак при р.Кувак (между селами Верхний Табын, Кавзияк и Ташлияр) и Сарайлымин (Саранлы).

По подсчётам ученых-исследователей современная численность иректинских башкир, проживающих в северо-западных районах Башкортостана, а также в Муслюмовском районе Татарстана составляет около 17200 чел.

Важнейшие моменты прошлого башкир рода Иректы, вопросы их диалекта и этнической идентичности, сведения по истории сел и деревень —  обо всем этом подробно рассказывается в XII томе «Истории башкирских родов». Книга выпущена Центром изучения исторического наследия Башкортостана «Шежере» под руководством историка Салавата Хамидуллина при финансовой поддержке Благотворительного фонда «УРАЛ».

Используя издания «Истории башкирских родов» Вы можете найти своих родственников, учтенных в ревизских сказках, переписях населения и других списках. Электронную версия доступна на сайте https://bashkirica.com. Для приобретения бумажной версии обратиться по телефону: 8-917-351-23-43

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *