Контрольно-счетная палата Республики Башкортостан подвела итоги уходящего года

20 декабря в Уфе состоялось заседание Коллегии Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан, где были рассмотрены итоги работы за 2019 год и определены стратегические задачи наступающего года.

С докладом выступил председатель Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан Константин Нилович Шагимуратов.

Интервью председателя Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан К.Н. Шагимуратова изданию «Ветеран Башкортостана» читайте здесь.

***

В целом работа Контрольно-счетной палаты в 2019 году была насыщенной и результативной. Это подтверждается достигнутыми показателями:

Проведено 85 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в том числе 72 контрольных, что на 41 % превышает количество проверок 2018 года.

Выявлено нарушений при поступлении и использовании государственных ресурсов более чем на 57 миллиардов рублей.

Наибольший удельный вес в общем объеме выявленных нарушений приходится на нарушения при формировании и исполнении бюджетов – 23 млрд рублей и нарушения ведения бухгалтерского учета, составления, представления бухгалтерской (финансовой) отчетности – 13 млрд рублей, а также нарушения в сфере деятельности государственных компаний – 8 млрд рублей.

Выявленные нарушения, имеющие непосредственное влияние на бюджетные потери или несущие риски возникновения ущерба республике, по итогам года составляют 2 млрд 600 млн рублей. К ним относятся:

— оплата невыполненных работ по государственным и муниципальным контрактам;
— нецелевое использование бюджетных средств;
— непредъявленные исковые требования по уплате платежей в бюджет;
— нарушения порядка реализации муниципальных программ в части расхождения их финансового обеспечения с решениями о бюджетах;
— нарушения порядка предоставления и управления имуществом.

По таким нарушениям Контрольно-счетной палатой внесено 50 представлений с требованием об их устранении, установлены сроки и контроль исполнения.

В 2019 году возбуждено 39 дел об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых судебными органами вынесено 33 постановления о привлечении к административной ответственности должностных лиц и юридических лиц. Общая сумма наложенных штрафов составила 590 тыс. рублей.

В целях принятия исчерпывающих мер в 2019 году продолжена работа по усилению взаимодействия с правоохранительными органами. Сформированная платформа сотрудничества постоянно развивается путем совершенствования уже существующих механизмов и внедрения новых форматов обмена материалами. Мы активно используем свое право, а с декабря прошлого года — обязанность незамедлительной передачи материалов проверок с признаками преступления или коррупционного правонарушения.

В отчетном году в органы прокуратуры, предварительного следствия и Управления Федеральной службы безопасности по Республике Башкортостан для принятия предусмотренных законодательством мер реагирования, по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий направлено 59 материалов.

По результатам рассмотренных материалов компетентным должностным лицам направлено 28 представлений об устранении выявленных нарушений закона.
Прокуратурой возбуждено 5 дел об административных правонарушениях. Органами предварительного следствия возбуждено 5 уголовных дел.

В 2019 году проведен значительный объем работ по актуализации нормативных правовых актов и совершенствованию методического обеспечения нашей деятельности. Сегодня меняется вектор контроля по внедрению работы на опережение. В свою очередь, мы адаптируем свои рабочие процедуры и методы мониторинга. Наша цель — не фиксировать нарушения, а «просчитывать» наперёд риски, которые могут возникнуть, и вовремя о них сигнализировать.

В первую очередь инициировано внесение изменений в Закон «О Контрольно-счетной палате РБ» в части закрепления на законодательном уровне исполняемых палатой полномочий.

Кроме того, с учетом внесенных изменений в действующее законодательство разработаны и актуализированы стандарты внешнего государственного финансового контроля. Внесены изменения в Положение о направлении деятельности Контрольно-счетной палаты, возглавляемых заместителем Председателя и аудиторами.

Продолжена работа по нормативно-правовому регулированию вопросов совершенствования бюджетного процесса, организации внутреннего финансового контроля, эффективности управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом.

По предложениям Контрольно-счетной палаты принято 95 нормативных правовых и ведомственных актов.

Наиболее значимые вопросы касались регулирования:
— обеспечения эффективной реализации Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах,
— актуализации порядка предоставления финансовой помощи при содействии самозанятости безработных граждан,
— регулирования вопросов в сфере лесных отношений,
— регламентации использования данных из комплексов Автоматизированной системы управления дорожным движением для информирования населения об эксплуатационном состоянии дорог;
— учета объемов добычи и реализации общераспространенных полезных ископаемых.

В 2019 году проведение внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета республики за 2018 год обеспечено в новом формате путем реализации комплекса экспертно-аналитических и контрольных мероприятий.

Особое внимание — реализации нацпроектов

Особое внимание в 2019 году было уделено вопросам анализа хода реализации региональных составляющих национальных проектов, разработанных в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития до 2024 года».

В Республике Башкортостан разработано 58 региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов 12 национальных проектов.

Всего в отчетном году в рамках контроля формирования и исполнения бюджета Республики Башкортостан и бюджета ТФОМС подготовлено 12 заключений по законопроектам, 6 заключений по итогам анализа исполнения бюджета республики и бюджета ТФОМС. Проведено 13 контрольных мероприятий по проверке бюджетной отчетности ГАБС.

Отмечены случаи несовершенства нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы бюджетного процесса. Все несоответствия отражены в заключениях, выданы соответствующие рекомендации. Уже к настоящему моменту часть рекомендаций реализована.

Общий объем нарушений и расхождений, выявленных в результате анализа сформированных законопроектов и проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, составил 4,4 млрд рублей. По итогам проверок бюджетной отчетности главных администраторов вынесено 10 представлений, которые сняты с контроля ввиду их фактического исполнения.

В 2019 году по результатам финансово-экономических экспертиз государственных программ Республики Башкортостан Контрольно-счетной палатой подготовлено 56 заключений. По отдельным госпрограммам зафиксировано значительное повышение качества формируемых документов.

Однако, в основном, уровень качества государственных программ не улучшается. Так, в 2019 году выдано отрицательное заключение по проекту госпрограммы «Развитие культуры и искусства в Республике Башкортостан», где только в части финансового обеспечения госпрограммы в разбивке по подпрограммам, зафиксированы расхождения с законом о бюджете в объеме 28,7 млрд рублей.

По-прежнему, актуальным остается вопрос обеспечения согласованности стратегических документов.

Итоги финансово-экономических экспертиз подтверждают, что согласованность целей, задач и показателей госпрограмм с положениями основных стратегических документов республики в полной мере не обеспечивается.
О недостаточной проработке представляемых проектов госпрограмм говорит и объем выявленных расхождений финансового обеспечения в разбивке по основным мероприятиям и госзаданиям. Общий объем суммовых расхождений в 2019 году составил 55,6 млрд рублей.

С учетом заключений Контрольно-счетной палаты до утверждения Правительством Республики Башкортостан проектов постановлений устранены несоответствия объемов финансового обеспечения лишь на 36,5 млрд рублей или на 66 %.

Вместе с тем, Контрольно-счетная палата отмечает, что несмотря на множественность и неоднократность допускаемых нарушений по проектам госпрограмм, решения о привлечении к ответственности должностных лиц, ответственных за подготовку данных стратегических документов, органами исполнительной власти не принимались.

Планирование и контроль

В 2019 году контролируемые сферы деятельности были определены с учетом необходимости охвата наиболее бюджетоемких социальных направлений.
Одно из таких направлений — здравоохранение.

В ходе проверки использования средств, выделенных для бесплатного обеспечения больных первичным (врожденным) иммунодефицитом граждан лекарственными препаратами, установлено, что в республике не были организованы надлежащие планирование и контроль за удовлетворением потребности в лекарственном обеспечении данной категории населения.

Министерством здравоохранения республики не принимались надлежащие меры по формированию единого регистра больных первичным (врожденным) иммунодефицитом; ведению отдельного учета лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для указанной категории граждан.

Указанные недостатки привели к росту дефицита финансирования потребности в лекарственных препаратах и их фактических запасов. Например, заявленная медицинскими учреждениями потребность в иммуноглобулинах для больных в возрасте до 18 лет в 2017 году была фактически удовлетворена на 60 %, а в 2018 году лишь на 21 %.

По требованию Контрольно-счетной палаты Министерством здравоохранения республики приняты меры по повышению контроля за ведением соответствующего Регистра пациентов и формированием потребности в лекарственных препаратах, утвержден Регламент взаимодействия участников реализации программ льготного лекарственного обеспечения на территории республики.

На сегодняшний день потребность в лекарственных препаратах для бесплатного обеспечения больных первичным (врожденным) иммунодефицитом граждан удовлетворена в полном объеме.

Работа над ошибками в системе здравоохранения

Результаты проведенной проверки стали предметом обсуждения участников круглого стола на тему: «Работа над ошибками в системе здравоохранения». Организатором мероприятия выступило Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан.

Вопросы надлежащей организации питания в стационарных лечебных учреждениях здравоохранения являются одними из основополагающих в обеспечении эффективности лечебных мероприятий. Они стали темой контроля в трех лечебных учреждениях республики.

В ходе проверок выявлены системные недостатки, препятствующие организации лечебного питания в строгом соответствии с требованиями нормативных актов. Это, в первую очередь, неукомплектованность диетических служб учреждений здравоохранения врачами-диетологами более чем на 50 %, а также отсутствие контроля со стороны Министерства здравоохранения республики за организацией работы диетических служб.

Указанные недостатки стали причиной невыполнения в больницах республики рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания и норм лечебного питания. Так, в 2018 году утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации нормы питания не исполнены в каждой третей взрослой и в каждой пятой детской больницах.

В ходе проведения проверки к дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения привлечены 19 ответственных сотрудников проверенных лечебных учреждений, 5 — освобождены от занимаемых должностей.

Министерством здравоохранения республики создана Комиссия по вопросам организации лечебного питания в подведомственных министерству учреждениях, организован мониторинг контроля качества лечебного питания, в том числе результатов лабораторных исследований продуктов питания и готовых блюд.

Проблемы аутсорсинга

В отчетном году Контрольно-счетной палатой исследованы вопросы эффективности бюджетных затрат на переданные аутсорсерам непрофильные функции образовательных учреждений города Нефтекамска. Проверка показала, что передача внешним исполнителям отдельных непрофильных функций осуществлена в отсутствии разработанных Управлением образования эффективных организационных форм взаимодействия сторон, а именно: не проведена оценка экономической эффективности, не рассмотрены рекомендации Правительства республики о заключении соглашений на основе муниципально-частного партнерства.

Процедуры закупок для нужд автономных учреждений по аутсорсинговым услугам проводились с нарушениями контрактного законодательства. Установлены факты несоответствия обоснований цен, представленных аутсорсерами, договорным ценам.

В итоге расходы образовательных учреждений на оплату отдельных услуг, переданных аутсорсерам, в течение двух лет увеличились более чем в три раза.
В договоры на оказание аутсорсинговых услуг были необоснованно включены обязательства заказчика по обеспечению исполнителей коммунальными услугами и расходными материалами, что также привело к неэффективным расходам бюджетных средств.

Таким образом, перевод непрофильных функций образовательных учреждений городского округа внешним исполнителям не обеспечил повышение качества предоставления муниципальных услуг.

По итогам проверки с 9 компаниями-аутсорсерами расторгнуто 108 договоров на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию с введением в штатные расписания образовательных учреждений 475 единиц технического персонала.

Управлением образования утверждены нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг. Начата судебная и претензионная работа с компаниями-аутсорсерами по возврату денежных средств за фактически невыполненные и завышенные объемы работ (услуг) в сумме более чем 37 млн рублей.

Остро стоит вопрос жилья для инвалидов

В отчетном году Контрольно-счетной палатой проведен анализ реализации социальных обязательств по обеспечению жилищных прав инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний.

По итогам проведенного анализа установлено, что фактическое выделение бюджетных средств на указанные цели составляет порядка 7 % от имеющейся потребности.

Одновременно установлено, что Государственным комитетом республики по строительству и архитектуре ежегодно затягиваются сроки по закупкам жилых помещений. Аукционы инициируются не ранее июля месяца и в большинстве случаев проводятся в конце года. Поздние сроки проведения аукционов исключают возможность перераспределения средств в пользу льготников, избравших форму поддержки «сертификат».

За последние два года в федеральный бюджет возвращено неиспользованных субвенций в общем объеме 39 млн 662 тысячи рублей или 55 % от общего объема выделенных средств. По оценке Контрольно-счетной палаты в случае принятия оперативных мер по перераспределению указанных средств социальную поддержку могли получить дополнительно 58 инвалидов.

В республике сложилась практика предоставления жилых помещений льготникам в основном в рамках исполнения судебных решений. При этом очередность предоставления жилья устанавливается уже по дате принятия таких решений, то есть без учета даты постановки на учет в качестве нуждающихся. В этой связи не реализуются права инвалидов на своевременное обеспечение жильем, вставших на учет в более ранние сроки, и не обратившихся в суд. В качестве примера могу привести факт, что согласно утвержденному Республиканскому списку первый гражданин стоит в очереди почти 35 лет – с января 1985 года.

Возникли вопросы при делегировании полномочий по заключению соглашений с администрациями муниципальных образований. При общей тенденции увеличения объема ежегодно выделяемых республикой средств, доля их освоения снижается.

Так, фактическое финансирование обеспечивается Госстроем республики только во втором полугодии. Таким образом, сроки реализации делегированных полномочий сокращаются практически в два раза.

Также проверкой выявлено несовершенство методики расчета потребности финансирования. Ее положения грубо нарушают законные права граждан. В течение двух лет подряд субвенции для обеспечения граждан жилыми помещениями не представлялись двенадцати муниципалитетам.
Установлены факты незаконного снятия в г. Уфе с учета 34 инвалидов и семей, имеющих детей — инвалидов, нуждающихся в жилых помещениях. К настоящему времени 8 граждан восстановлены на учете по судебным решениям.

По итогам проведенного анализа Контрольно-счетной палатой внесены рекомендации по проведению ревизии снятых с учета граждан на территории всей республики, а также предложения по определению республиканского органа исполнительной власти, ответственного за взаимодействие с органами местного самоуправления.

В целях соблюдения законных прав инвалидов на внеочередное предоставление им жилых помещений, с учетом значительного роста судебных решений, необходимо разработать Порядок финансирования и предоставления жилых помещений по судебным решениям. Внесены также и другие предложения, направленные на безусловное исполнение публичных обязательств по учету и обеспечению нуждающихся граждан качественным и современным жильем.

Выстроена открытая информационная политика

В отчетном году была продолжена положительно зарекомендовавшая себя практика участия сотрудников Контрольно-счетной палаты в обучающих семинарах в формате видеоконференции, организованных Счетной палатой Российской Федерации.
В целом данная работа направлена на повышение качества и эффективности внешнего государственного финансового контроля.

В 2019 году выстроена открытая информационная политика:
— официальный сайт Контрольно-счетной палаты модернизирован,
— реализован проект создания аккаунта в социальных сетях;
— представители средств массовой информации приглашаются на Коллегии;
— материалы о деятельности организации регулярно размещаются на сайте.

Наша задача — предоставлять объективную и понятную информацию с использованием всех доступных средств и инструментов коммуникации.
Граждане республики должны понимать, в чем состоят компетенции и полномочия Контрольно-счетной палаты. Наше взаимодействие является полезным источником аудиторских доказательств. Оно подтверждает своевременность и актуальность проверок и способствует более существенному влиянию Контрольно-счетной палаты на решение беспокоящих общество проблем.

Мы понимаем: чтобы сохранить доверие общества и каждого жителя республики к нашим результатам, нужен постоянный, планомерный, а главное предметный диалог. На постоянной основе мы организуем опросы населения, где граждане имеют возможность не только высказать свое мнение, но и внести предложения по актуальным и интересующим их вопросам.

Подводя итоги 2019 года, хочу отметить, что основные направления деятельности Контрольно-счетной палаты в среднесрочной перспективе сформированы, в первую очередь, в рамках задач, определенных и озвученных в Послании Государственному собранию – Курултаю Республики Башкортостан Главой Республики Башкортостан Радием Фаритовичем Хабировым.

Также мы ориентированы на постоянный мониторинг достижимости поставленных национальных целей и выполнения задач в рамках реализации региональных проектов и государственных программ, на контроль исполнения приоритетных проектов в Республике Башкортостан, на реализацию которых направлены значительные объемы федеральных и республиканских средств.

Планирование деятельности осуществлено с учетом риск-ориентированного подхода, который позволит при оптимизации количества проверок повысить их результативность, а также усилить профилактическую функцию по предупреждению нарушений бюджетного законодательства.

Ключевой нашей задачей является своевременное и актуальное реагирование на проблемы, отрицательно влияющие на эффективность государственного управления.

***

В завершение заседания председатель Контрольно-счетной палаты РБ Константин Шагимуратов вручил медали «100 лет образования Республики Башкортостан» ветеранам ведомства.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.