Продолжается издание «Истории башкирских родов». Балыксы

Знай корни свои. БАЛЫКСЫ

При поддержке Благотворительного фонда «УРАЛ» продолжается издание «Истории башкирских родов«.

Балыксы (Балыкчи) – одно из 49 родовых подразделений башкирского этноса, которое относится к этнографической группе северных башкир. Их поселения в большинстве своем располагаются вдоль рек Тюй и Сарс. Как писал А.З. Асфандияров, «Балыкчинская волость – родина бесстрашных борцов за свободу народа».

В своем «Прощальном письме башкирскому народу» Ахмет-Заки Валиди писал: «Наш народ – как пырей, если в земле останется хотя бы маленький кусочек его корня, вскоре распространяется на весь сад». Именно это сравнение вспоминается при анализе демографического развития сел балыкчинских башкир. В конце XVIII в. было взято на учет лишь 674 человек из их числа. Это неудивительно: V ревизии населения (1795 г.) предшествовала эпоха башкирских восстаний, в которых балыкчинцы приняли самое деятельное участие. Во время их подавления башкиры рода Балыксы понесли колоссальные людские потери, был нанесен огромный урон хозяйству, так как большая часть их аулов была сожжена.

Историческую известность из числа поселений башкир-балыкчинцев получила д. Сеянтус (Һөйәнтөҙ), существовавшая в Балыкчинской волости Сибирской дороги до 24 января 1736 года. В этот день правительственными командами А.И. Тевкелева было расстреляно и заколото копьями и штыками около 1 тысячи жителей деревни, а 105 мужчин были сожжены в амбаре. Народ проклял Тевкелева и сложил одну из самых печальных песен «Тяфтиляу». На следующий год трагедии исполнится 285 лет.

Однако прошедшая в 1834 году ревизия населения обнаружила существенное увеличение численности балыкчинцев. Всего было зафиксировано 1024 человек. В целом, несмотря на случавшиеся голодные годы, к 1870 году их стало 4828 душ обоего пола. Однако пик численности жителей сел, основанных этим башкирским родом, пришелся на начало XX века. Всероссийская сельскохозяйственная перепись, организованная Временным правительством России, обнаружила уже 7494 башкир-балыкчинцев. Самым крупным их селением был аул Урмияз, в котором насчитывалось 1044 жителей.

Территория проживания башкир рода Балыксы долго оставалась лишенной многих благ цивилизации, таких как дороги и газификация. Лишь в период обретения республикой элементов экономической самостоятельности во время президентства М.Г. Рахимова было обращено внимание на Аскинский район: проложены дороги, построены новые образовательные, медицинские и культурные учреждения. Однако с конца XX века в регионе наблюдается демографическое старение населения. Молодежь стремится уезжать в районные центры и города (около 1/3 жителей Аскинского района проживают в районном центре). Семьи откладывают рождение детей на более поздний срок, да и их число в семье имеет, к сожалению, тенденцию к сокращению.

Села Аскинского района, основанные башкирами рода Балыксы:
д. Гумбино (в деревне была мечеть с «училищем»). д. Суюш сегодня называется Новый Суюш (в 1870 г. в Суюше зафиксирована мечеть с «училищем» – религиозной школой), д. Кашкино при р. Тюй (по данным в 1816 г. в деревне была «новая соборная мечеть», в конце XIX в. действовала «башкирская школа» (1895 г.). д. Байгишево сегодня называется Амирово (в деревне раньше была мечеть с «башкирской школой» (1895 г.). д. Юрмияз сегодня называется Урмияз (в деревне была мечеть). д. Кочкильдино во всех архивных материалах называлась Коскильдино (Кускилде). В деревне были мечеть и училище при ней. Между 1796-1811 гг. часть жителей выделилась и основала д. Новокочкильдино.
д. Старый Сарс сегодня известна как Султанбеково. д. Сарс как и 50 соседних деревень, была дотла сожжена, сравнена с землей, но восстановилась. В деревне до сих пор имеется «Яу-зиярат» – кладбище, где похоронены жертвы правительственных команд. Население д. Сарс долгое время учитывалось в составе населения д. Бильгиш.

Из Старого Сарса в 1807 г. образовался выселок при р. Кушак под названием Ташлыкуль (Чишма), рядом расположена д. Кунгакбаш.
В верховьях pек Шады и Сарс расположилась д. Уршады (в деревне действовала мечеть). На месте впадения р. Кунгак в р. Сарс расположилась д. Чурашево. На месте впадения p. Кубияз в р. Тюй расположено крупное с. Кубиязы – центр одноименной волости (с 1866 г.). В 70-х гг. XIX в. Здесь зафиксированы мечеть и духовное учебное заведение. В 1896 г. было 2 мечети и «башкирская школа».

Села Караидельского района, основанные башкирами рода Балыксы:
На р. Уфа находились деревни Муллакаево и Новомуллакаево. До 1965 г. они были в составе Аскинского района РБ. д. Муллакаево возникла между 1870 г. и 1895 г. В конце XIX в. был известен Муллакаевский хутор по р. Уфа. В то время в деревне были 3 бакалейные лавки, хлебозапасный магазин, мечеть. д. Новомуллакаево возникла после 1925 г.

Ниже по течению р. Уфа расположена д. Уразбахты, которая была взята на учет в 1896 г. Относилась к Балыкчинской волости, с начала XX в. – к Кубиязовской.

Недалеко от Уразбахты, в долине р. Уфа расположено еще одно молодое балыкчинское поселение – Балмазы, из которой возник выселок Нижние Балмазы.

Важнейшие моменты прошлого башкир рода Балыксы, вопросы их диалекта и этнической идентичности, сведения по истории сел и деревень – обо всем этом подробно рассказывается в III томе «Истории башкирских родов». Книга выпущена Центром изучения исторического наследия Башкортостана «Шежере» под руководством историка Салавата Хамидуллина при финансовой поддержке Благотворительного фонда «УРАЛ».

Используя издание можно найти своих родственников, учтенных в ревизских сказках, переписях населения и других списках. Электронную версия доступна на сайте https://bashkirica.com. Для приобретения бумажной версии обратиться по телефону: 8-917-351-23-43
Источник видео: https://www.youtube.com/watch?v=xvlUTWeeUjk&feature=emb_logo

>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.