Сколько в республике долгостроев и как решить эту проблему?
Чтобы оценить результативность мер, принимаемых федеральными и региональными органами власти субъектов, направленных на снижение объемов и количества объектов незавершенного строительства, Счетная палата России проанализировала данные.
Актуальность проблемы незавершенного строительства сохраняется как на региональном, так и на федеральном уровне. Анализ показал, что ни на одном из уровней не выполнены в полном объеме поручения Президента и Правительства, которые были даны в целях снижения объема и количества таких объектов.
В целом по России объем вложений на 1 января 2019 года в 71,3 тыс. единиц объектов незавершенного строительства составил 5 263,4 млрд. рублей, из них 15,0 тыс. объектов социального назначения с объемом вложений 506,3 млрд. рублей.
В Республике Башкортостан общий объем объектов незавершенного строительства в аналогичном периоде составил 2070 единиц с объемом затрат 47 094,7 млн. рублей, из них 276 объектов незавершенного строительства социального назначения с объемом затрат 12 339,0 млн. руб.
Общее количество «долгостроев», то есть объектов, строительство которых ведется более пяти лет, а также объектов, строительство которых приостановлено либо законсервировано («брошенные» объекты), в стране составляет 9 тыс. единиц с объемом затрат 1 472,2 млрд. рублей.
Из них 46 объектов и 5 034,3 млн. руб. приходится на Республику Башкортостан.
Доля объектов социального назначения, строительство которых приостановлено либо законсервировано, в общем объеме ОНС составляет 1,4% и 0,8%.
Всего в «российском долгострое», длящемся более 20 лет, числится 71 объект с объемом вложений 7,5 млрд. рублей.
Таким образом, анализ показал ряд значительных недостатков в системе государственного управления в отношении таких объектов.
По итогам анализа данных республики, можно сделать вывод о неисполнении в полном объеме на уровне региона поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, направленных на снижение объемов и количества объектов незавершенного строительства (ОНС) (п. 6 поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Госсовета Российской Федерации от 11.06.2016 № Пр-1138ГС).
Таким образом, в Республике Башкортостан:
- Не организована системная работа по выполнению мероприятий, направленных на снижение объемов и количества ОНС и вовлечения данных объектов в инвестиционный процесс и хозяйственный оборот;
- Не приняты соответствующе нормативные документы определенные методическими рекомендациями Министерства экономического развития РФ. В итоге в течение 2 лет в отношении ОНС стоимостью 47 094,7 млн. руб., на уровне ГРБС и на муниципальном уровне не проводилась инвентаризация, не определена целевая функция объектов ОНС, не приняты ведомственные планы по снижению объемов и количества ОНС;
- Не определен уполномоченный орган, ответственный за координацию и взаимодействие органов исполнительной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления, направленный на снижение объема и количества ОНС, при строительстве которых были использованы средства всех уровней бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также по мониторингу хода и результатов указанной деятельности и формированию системы контроля за решением задачи снижения объема и количества ОНС в республике.
Напомним, что в рамках республиканской адресной инвестиционной программы (РАИП), «курируемой» Минэкономразвития РБ, числится 556 объектов незавершенного строительства с суммой затрат 4 064,0 млн. руб., из них объектов социального назначения 39 и затратами 405,3 млн. руб.
На основании вышеизложенного Контрольно-счетной палатой Республики Башкортостан предлагается:
- Определить Министерство экономического развития Республики Башкортостан ответственным за выявление и сокращение объема незавершенного строительства на территории Республики Башкортостан, в том числе путем их вовлечения в хозяйственный оборот, с возложением обязанностей по координации деятельности и взаимодействию республиканских органов исполнительной власти по мониторингу хода и результатов указанной деятельности и формированию системы контроля за решением задачи снижения объема и количества ОНС;
- Определить Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан уполномоченным органом на ведение реестра ОНС, состоящих на балансе ОИВ и ОМСУ, а также казенных, бюджетных и автономных учреждений, унитарных предприятий, находящихся в ведении исполнительных органов власти;
- Определить Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре уполномоченным органом по проведению мониторинга ОНС, состоящих на балансе исполнительных органов власти Республики Башкортостан, государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений, государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении ГРБС;
- Обеспечить отражение в полном объеме в ГАС «Управление» данных об объеме и объектах незавершенного строительства на республиканском и муниципальном уровнях;
- Поручить принятие нормативных документов:
Министерству экономического развития Республики Башкортостан
— порядок разработки, утверждения, актуализации планов поэтапного снижения объемов и количества ОНС («дорожных карт») и размещения информации о ходе их реализации в ГАС «Управление»;
— критерии оценки эффективности по деятельности ОИВ и показатели KPI для должностных лиц ОИВ и ОМСУ по достижению показателей снижения объемов и количества ОНС;
Министерству экономического развития Республики Башкортостан/Государственному комитету Республики Башкортостан по информатизации и вопросам функционирования системы «Открытая республика»
— порядок размещения на официальных сайтах ОИВ в открытом доступе информации о данных об объемах и количестве ОНС, о выполнении плана поэтапного снижения объемов и количества ОНС («дорожных карт»);
Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан
— порядок учета ОНС государственной собственности;
— правила ведения реестра ОНС, состоящих на балансе исполнительных органов власти Республики Башкортостан, государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений, государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении исполнительных органов власти РБ;
— реестр ОНС и правила их заполнения;
- Поручить Главному распорядителю бюджетных средств (ГРБС):
— провести сплошную инвентаризацию ОНС с оценкой технического состояния всех объектов и определением целевых функций ОНС;
— принять планы поэтапного снижения объема и количества ОНС;
- Рекомендовать органам местного самоуправления принять аналогичные нормативные акты и планы поэтапного снижения объема и количества ОНС.
Указанные предложения будут способствовать положительной динамике в решении вопроса, связанного с сокращением объема и количества объектов незавершенного строительства.
Необходимо отметить, что в Правительство Российской Федерации направлена инициатива о включении показателя по объему и количеству ОНС в расчет показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Информация предоставлена Контрольно-счетной палатой Республики Башкортостан.