Учитель истории Виталий Полосин: «Как донести до молодежи историческую правду?»

 

Виталий Тихонович Полосин преподает историю ученикам уфимской школы №29, руководит объединением «Краеведы-археологи» в Городском центре туризма, краеведения и экскурсий. «Убежден, что прежде, чем заниматься воспитанием подрастающего поколения, каждый учитель должен начать с себя»,  — считает педагог. Мы попросили поделиться богатым опытом с читателями издания «Ветеран Башкортостана».

Быть похожими на героев любимых книг

Почти каждый человек на склоне лет задумывается: а что сделано за прожитые годы, какую память я оставлю о себе людям, своим близким, обществу, наконец? Вот и у меня настала пора вспомнить о былом. Когда мы были детьми, то не задумывались о том, насколько быстротечна и коротка жизнь человека! Только в старости видишь, что время — категория относительная: как медленно оно движется, пока ты ребенок и насколько стремительно летит после 30-ти.

Мы, послевоенное поколение пацанов, зачитывались книгами Жюль Верна, Майн Рида, Фенимора Купера, Роберта Стивенсона, где описывались неведомые далекие страны и земли, невероятные приключения героев этих книг, о том, с какими трудностями и опасностями сталкивались эти герои и как их преодолевали. И нам хотелось быть похожими на них – стойкими, мужественными, благородными, готовыми прийти на помощь людям в трудную минуту.

Эти же качества в нас воспитывали в школе и пионерских лагерях. В каждой школе была пионерская комната, а в ней — стенды с портретами пионеров-героев, отдавших свои жизни в боях против фашистской Германии. Перед нами не стоял вопрос — с кого брать пример, к чему стремиться. Даже после рутинного похода в кино с классом, мы должны были на уроке литературы дать оценку фильму и пояснить, какая идея была в нем заложена. Как бы мы не относились к коммунистической идеологии – патриотическое воспитание школьников было на высоте!

Почему изменился мой двор?

Мы, большей частью послевоенная безотцовщина, жили в коммуналках, но в доме было несколько семей, которые жили без соседей. Тогда мы не задумывались о социальном неравенстве, нам было комфортно и уютно, не было страха выйти на улицу, а ключи от квартиры родители могли оставить под ковриком возле двери. Не было решеток на окнах первого этажа и бронированных дверей. Любой взрослый человек, услышав из детских уст мат и, не дай Бог, увидев курящего подростка, мог взять его за ухо и отвести к родителям. Те, в свою очередь, не ведая сомнений, вдумчиво и качественно вразумляли нерадивого отпрыска подручными средствами. Телевизоры были тогда большой редкостью. В одной семье был телевизор и иногда нам, дворовым пацанам, разрешалось, посмотреть кино. Это было событие!  Не надо было выпрашивать у матери 10-20 копеек, чтобы сходить в кинотеатр.

Где-то в 47-48 лет в приступе ностальгии приехал с маленьким внуком в свой старый двор. Сел с ним на лавочку и вижу, что двор совсем не похож на тот, что был в моем детстве. Никак не пойму, в чем дело. Наконец, дошло. Нет ни одного ребенка на улице. Подъездные двери – железные. И на всех пятачках, где мы играли – автомобили. Правы были древние: — Нельзя дважды войти в одну и ту же реку…

Именно самые яркие детские впечатления и воспоминания подтолкнули меня хоть что-то из своего детства передать современным школьникам, которых «гениальное» руководство образованием лишило каких-либо нравственных ориентиров. А какие яркие впечатления могут быть у наших детей и внуков? Например, известный певец выходит на сцену в женской юбке, поворачивается к залу спиной, приподнимает эту юбку и демонстрирует, какие на нем стринги. Или известный политик кроет матом с экрана телевизора и бьет женщину. Примеров столько, что не хватит жизни, все их описать. А кто это все делает и зачем? Взрослые дяди – ради денег. Правда, у них тоже есть дети, но они живут и учатся в других странах.

Ребенок не хочет быть воспитуемым!

Опытные педагоги понимают, что в основе воспитания лежат чувства, эмоции, влечения, которые нельзя записать на доске или в тетради. Понимают также и то, что ребенок не хочет быть воспитуемым. Слова: «ты должен», «обязан» воспринимаются им всегда, как насилие над собой. Поэтому, работая с детьми, необходимо вкладывать душу, личные переживания, часть самого себя и даже собственное здоровье. Только в этом случае возникает тонкое духовное взаимодействие. Личный педагогический опыт позволил мне сделать не очень приятный для многих коллег вывод.

Дети очень быстро распознают, кто из учителей или педагогов ходит на работу ради зарплаты, а кто приходит к ним с душой и открытым сердцем. Все очень просто: в процессе воспитания мы, помимо своей воли, стремимся передать собственные ценности, свой «образ жизни». Тут-то и срабатывают механизмы подражания и внушения. Но если ты говоришь одно, а поступаешь вопреки сказанному, если твои дела расходятся с делом – дети не захотят подражать, ни тебе, ни твоему образу жизни. В полной мере сказанное относится и к родителям.

Занимаясь, совместно с педагогом, различными видами внеурочной деятельности дети сами формируют для себя модель своей будущей жизни. Мы со школьниками на протяжении последних 15 лет участвуем в военно-исторических реконструкциях, археологических раскопках, занимаемся краеведением и исследовательской работой. Тут нет места формализму и равнодушию, приходится выкладываться на полную катушку. Чем ярче, богаче, разнообразнее и содержательнее наша деятельность, тем более подготовленными к будущей взрослой жизни окажутся наши воспитанники. Но нельзя ожидать моментального результата. Воспитание — это такой процесс, который даст свои результаты спустя годы.

Начните воспитание с себя!

В своей работе я руководствуюсь не постановлениями правительства, не указаниями администрации, а исключительно своими внутренними убеждениями, жизненным и педагогическим опытом. Убежден, что прежде, чем заниматься воспитанием подрастающего поколения каждый учитель, педагог, воспитатель должен начать с себя. Если наставник на словах исповедует одни нравственные ценности, а сам их не разделяет, то ничего хорошего не получиться, кроме лицемеров, лгунов и приспособленцев он никого не воспитает.

Давайте посмотрим правде в глаза, не зарывая голову в песок: в современных условиях в школе, да и не только, встречаются откровенно случайные люди, но претендующие на особое положение в педагогической среде. Это та часть учительства, личные притязания которой приходят в противоречие с действительностью, с их возможностями.

Это самая опасная категория учителей. Вся их деятельность направлена на достижения личного престижа. Проводя большое количество различных (и внешне полезных!) дел, такой педагог больше всего заботится о том впечатлении, которое они произведут на руководство школы, но меньше всего заботится о силе нравственного влияния, которое они оказывают на самих учащихся.

Мероприятия на «показ», для «галочки», погоня за сомнительным авторитетом, престижными местами (якобы для коллектива, а на самом деле для самого себя любимого) – не что иное, как эгоцентризм. Он формирует у детей нездоровые чувства, отравляет их сознание, формирует скепсис и лицемерие.

Многие учителя, педагоги достаточно подготовлены в профессиональном плане, имеют богатый практический опыт. Они ездят с детьми на экскурсии, ходят с ними в походы, занимаются краеведением. Так что я не первый и ничего нового не изобрел.  Поэтому, когда меня спрашивают: — С чего начать? я отвечаю: — С себя. Каждый человек оставляет на Земле после себя след. А мы, учителя, педагоги, воспитатели оставляем свой след в сознании и душах наших воспитанников. Какие это будут следы – зависит от каждого из нас.

 

Как же все начиналось?

Никому не хочу навязывать свое мнение, взгляды, педагогические приемы, ведь каждый наставник – индивидуален, у каждого есть свои наработки и подходы. Я просто расскажу, как все начиналось и во что вылилась наша совместная с ребятами работа.

Итак, с чего все началось? С песен. В 2002-2003 учебном году в моем классе было несколько учеников, которые обладали музыкальными и вокальными данными. Вместе с ними мы стали готовить свои номера и выступили сначала в школе на 23 февраля, а затем приняли участие в районном конкурсе военно-патриотической песни. На 9 мая уже весь класс подготовил и провел школьное мероприятие.

Прежде чем приступить к подготовке того или иного мероприятия, мы собирались все вместе, и я делился своей идеей, старался заинтересовать. Как правило, ребята живо откликались, вносили свои предложения, которые я не отвергал, а с удовольствием принимал. В результате нашей совместной работы получались неплохие мероприятия.

При разучивании военных или просто советских песен, я всегда делал упор на то, что в них присутствует душа, рекомендовал переживать то, о чем в этой песне поется. Ребята соглашались со мной, что в современных песнях нет души, а только ритм. Все остальное исполнители компенсируют обнаженкой и плясками, когда на сцене скачут среднеполые «звездуны» и гребнеголовые «зайки».

Думаю, вы согласитесь со мной, что учителя истории, ОБЖ имеют огромные возможности для гражданско-патриотического воспитания. Спрашивается: а надо ли заниматься столь плотно этой тематикой??

Не вдаваясь в политический аспект проблемы, возьму на себя смелость дать один совет. Задайте старшеклассникам два вопроса: 1) Кто такая Гуля Королева? 2) Кто такая Моника Левински?

По всей стране существует масса клубов военно-исторической реконструкции, в том числе и в нашем городе. Но мы не сразу оказались в их рядах. Как уже говорилось, сначала участвовали в инсценированных конкурсах военных песен и занимали первые места в районе. Затем стали готовить и проводить у себя в школе уроки с элементами реконструкции. В конце концов получили приглашение участвовать в реконструкции Смоленского и Бородинского сражений 1812 года, куда выезжаем с 2011 года.

 

Работаем в музеях и архивах

После проведения открытых мероприятий, участия в реконструкциях обучающиеся пишут исследовательские работы, с которыми выступают на научно-практических конференциях.

При подготовке научно-исследовательских работ мы с ребятами работаем в фондах музеев и в архивах, если очень везло, то записывали воспоминания участников событий. Сейчас приходится больше разговаривать с теми, кто знал этих людей.

О том, какие темы были подготовлены школьниками, читайте здесь.

Начиная в 2009 года 7 обучающихся стали победителями различных Всероссийских научно-практических конференций, и 8 человек были удостоены Дипломов 1-й степени.

Но, случаются и недоразумения. Нельзя не отметить парадоксальную ситуацию: с этими же работами, те же самые ребята выступали на местных конкурсах: 2 раза на «Совенке» в Бирске и на Ломоносовских чтениях в Стерлитамаке. В лучшем случае получали Диплом 3-й степени, но, как правило, им доставался Сертификат участника… Мне было очень стыдно перед ребятами, что взрослые люди, в угоду каким-то своим соображениям, отдавали дипломы победителей более слабым работам…

В целом можно с уверенностью утверждать, что проводимая работа уже дает свои результаты.

Виталий Тихонович Полосин, учитель истории школы №29, г. Уфа.

Фото из личного архива автора.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.