Вам слово, учитель! Мнения ветеранов-педагогов о современной школе

В преддверии Дня учителя мы обратились к заслуженным ветеранам, которые около сорока лет проработали в системе народного просвещения. Мы попросили ответить их на вопрос: «Какие положительные примеры прошлого могли бы пригодиться современной школе?»

Эта публикация выходила в издании «Ветеран Башкортостана» и не потеряла актуальности.

Расбика Рахимьяновна Аллагулова, председатель совета ветеранов Хайбуллинского района:
– Педагог должен быть близок к семьям учеников. Сегодня многие думают так: учитель занимается ребенком, пока тот в школе, а что потом – не его забота. Но это неправильно! Учитель обязан знать, что происходит в семьях учеников, должен поддерживать и направлять родителей.

В современной школе отсутствует трудовое воспитание. Раньше все пришкольные участки утопали в цветах, а теперь во многих гуляет ветер. В прежние годы мы с детьми выращивали огурцы и капусту, вместе делали соленья, держали птиц. Это не только удешевляло и улучшало питание школьников, но и облагораживало их, сплачивало, приучало к полезной работе. Трудовая практика просто необходима!

Считаю, что стал слабым внутришкольный контроль. Принижается роль завуча и директора. Такое неуважение допускать нельзя – это ухудшает качество знаний.

Падает уровень грамотности. Это связано с тем, что дети мало читают и проводят много времени в Интернете: играют в компьютерные игры, общаются в социальных сетях. Полагаю, не каждый учитель русского языка теперь хорошо напишет сочинение! А все потому, что люди забросили книги.

Мы были активистами, жили мыслью о школе. Я желаю и современным учителям работать так же: с интересом, с вдохновением.

Антонина Ивановна Свешникова, председатель Дуванского районного совета ветеранов:
– Настало время поднять на более высокий уровень патриотическое воспитание. В прежние годы этому уделялось очень большое значение. Причем воспитывать детей нужно не только на рассказах участников Великой Отечественной войны, но и на примерах воинов-интернационалистов, ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС, тружеников тыла и других ветеранов. Очень важно, чтобы старшему поколению уделялось больше внимания со стороны молодежи.

Считаю, что в каждой школе нужно создавать военно-патриотические клубы. Так, при Дуванской средней школе действует военно-патриотический клуб. Чтобы укрепить патриотическую работу со школьниками, необходимо возрождать игру «Зарница», активизировать деятельность общественных детских и молодежных организаций, воссоздать систему ДОСААФ. Мы в Дуванском районе этим активно занимаемся.

Надежда Ивановна Булавина, председатель совета ветеранов Зилаирского района:
– Оптимизация для сельских школ не прошла бесследно. Теперь в школах нет вожатых, заместителей директоров во воспитательной работе, в результате чего воспитательный процесс пущен на самотек. Если в райцентрах этому еще уделяется внимание, то во многих небольших школах о воспитании, а тем более, о патриотическом воспитании речи вообще нет. А в советские годы этому вопросу уделялось огромное внимание.

Конечно, в современных школах есть много хорошего. Сейчас оснащение школ меняется к лучшему, в классах появляются компьютеры, интерактивные доски и другая цифровая техника. Я сама впервые увидела цифровой микроскоп, когда изображение транслируется на большой экран. У учителей появляется больше возможностей заинтересовать ученика.

Меня волнует, что дети сейчас мало читают классической литературы. Рада, что в ЕГЭ вернули сочинение – может быть, хоть это заставит подростков открыть книгу.

Валентина Ефимовна Бажина, председатель совета ветеранов г. Благовещенска и Благовещенского района:
– Профессия у нас такая – надо любить детей. Без этого нельзя идти в школу. А многие современные педагоги считают своей задачей только лишь отработать положенные часы.
Уверена, что учитель должен обладать широким кругозором, быть всесторонним, творческим – и спеть, если надо, и станцевать. Но главное – это талант общения с людьми и неравнодушие.

Когда я смотрела на класс и видела, что кто-то из учеников опустил глазки, значит, у него какие-то неприятности. Задача учителя – вникать в судьбы детей, общаться с родителями, поддерживать с ними тесную связь. Надо предотвращать конфликтные ситуации, находить индивидуальный подход к каждому ребенку и воспитывать личным примером. Да, это сложно, но ведь мы сами выбрали такую профессию! Учитель должен быть непререкаемым авторитетом, но при этом он не имеет права оскорблять ученика.

Когда говорят «дети сейчас не те», я не соглашаюсь. Дети в любое время остаются детьми. Они все впитывают, как губка: и хорошее, и плохое. И наша задача правильно их воспитать.
Конечно, учитель – тоже человек, у него случаются проблемы, семейные неприятности. Но все это нужно оставлять за порогом школы. Ты пришел давать знания, поэтому нужно работать с душой и отдавать себя детям.

Закий Гильманович Сагитов (Бурзянский районный совет ветеранов):

– Меня не устраивает ЕГЭ. Ведь что такое тест? Дети могут угадать правильный ответ, но не проявить истинных знаний. И учителя вместо того, чтобы объяснять суть предмета, давать качественные знания, расширять кругозор, учат старшеклассников правильно отвечать на вопросы единого госэкзамена. О том, чтобы ребенок проявил свое мнение, речи не идет.
Сейчас предлагают сделать платные дополнительные уроки, факультативы, но я против этого. Далеко не все родители могут себе позволить платить за обучение ребенка. У детей должны быть равные возможности, как это было в Советском Союзе.

Школы должны по собственной инициативе устраивать в классах встречи с участниками войны, известными людьми. И сами представители старшего поколения не должны отстраняться от воспитания – неправильно, когда дети предоставлены сами себе.

Я рад, что современная молодежь много внимания уделяет спорту, это очень хороший момент. Но нельзя забывать и про книги, про саморазвитие. При этом совсем необязательно нацеливать подростка на получение высшего образования. В наше время тоже не все поступали в институты – ведь не у каждого есть способности! А теперь родители стремятся устроить детей на платные отделения вузов. Мы, когда были студентами, старались хорошо учиться, иначе лишались стипендии. А тех, кто учится платно, оценки не интересуют. Так снижается качество образования. До сих пор многие поступают на экономические и юридические факультеты, хотя таких специалистов уже перебор, а вот рабочих рук не хватает. Надо поднимать престиж рабочих профессий.

Башкирский республиканский совет ветеранов и редколлегия «Ветеран Башкортостана» желает ветеранам педагогического труда, всем учителям и ученикам доброго здоровья, благополучия, радости и вдохновения на долгие годы!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.