Вспоминаем Улу-Телякскую железнодорожную катастрофу

4 июня 1989 года в час пятнадцать минут ночи под Улу-Теляком прогремел взрыв из-за утечки газа на магистральном продуктопроводе. Это случилось в момент прохождения встречных пассажирских поездов «Новосибирск-Адлер» и «Адлер-Новосибирск». Страшная трагедия унесла жизни пятисот семидесяти пяти человек, среди которых почти двести детей.

Для расследования и ликвидации последствий катастрофы были привлечены громадные силы и средства, в том числе КГБ БАССР. О том, как действовали башкирские чекисты, вспоминает Марс Талипович Абдеев, член совета ветеранов УФСБ РБ, председатель Кировского районного совета ветеранов г. Уфы.

Пассажиры мечутся в темноте!

С катастрофой такого масштаба башкирским чекистам сталкиваться еще не приходилось. Нужно было понять, не было ли здесь чьего-то злого умысла.

Трагедия случилась в выходной день. Многие сотрудники отдыхали на дачах, за городом, мобильной связи в то время не было. Но все же сигнал на общий сбор прошел, и, спешно бросив все дела, каждый устремился к месту службы. Заместитель председателя КГБ БАССР полковник Виктор Николаевич Антипин поздней ночью, не дожидаясь служебной машины, выбежал из дома и мчался по ночным улицам Уфы.

Площадь поражения взрывом исчислялась квадратными километрами. На фотографиях, сделанных с вертолета, видно, что поваленный лес походил на спички, разбросанные лучиками от эпицентра взрыва. Оставшиеся в живых пассажиры рассказывали, что взрыв был полной неожиданностью. Многие не сомневались, что началась ядерная война.

Первое сообщение о взрыве передали дежурному станции Улу-Теляк локомотивные бригады пострадавших поездов – случилось так, что локомотивы проскочили эпицентр взрыва и смогли использовать радиостанции. «Произошел непонятный взрыв! – спешно говорили машинисты. – Все вокруг горит, пассажиры мечутся в темноте. Требуется помощь!».

Передав эту информацию в Уфу, дежурный по станции сделал все, что мог. Нашел на станции свободную грузовую платформу и с маневровым тепловозом отправил ее к месту катастрофы. На эту платформу локомотивные бригады, проводники и выжившие пассажиры грузили обгоревших, окровавленных людей. Этот ужас длился до рассвета, потом из Уфы подоспели медицинские силы.

Поднятое по тревоге высшее военное вертолетное училище имело возможность выдвинуться только в светлое время – такие тогда были технические возможности. Да и где среди порушенной тайги ночью найдешь место для посадки даже современного вертолета?

Вертолеты сделали десятки рейсов, чтобы доставить пострадавших в больницы Уфы. Та часть улицы Зорге, куда приземлялись вертолеты, с тех пор так и называется вертолетной площадкой, сейчас там высятся новые дома.

 

Почему случилась катастрофа?

Мой сослуживец, ныне полковник в отставке Егор Яковлевич Измалкин, прибыл на место трагедии одним из первых. Он вспоминает, что специалисты проделали большую работу, чтобы выяснить причины катастрофы. В нескольких десятков метров в стороне от железной дороги была обнаружена в земле воронка, в которой зияла разорванная вдоль газопроводная труба. Одновременно сотрудники газоперекачивающей магистрали обнаружили, что в трубе резко упало давление.

Так удалось узнать причину взрыва. Выяснилось, что труба газопровода пересекала железную дорогу именно в этом месте. По ней круглосуточно транспортировался газ – тот самый, транспортировка которого в Европу и сейчас является существенным политическим и экономическим фактором.

Уже к концу дня 5 июня, участникам расследования стало ясно, что причиной происшествия стала техногенная катастрофа, связанная с неисправностью газопровода. Роковой случайностью стало то, что встреча двух поездов произошла в эпицентре расползавшегося по земной поверхности газового облака. Неизвестно откуда возникшая искра привела к колоссальному взрыву.

Нашим сотрудникам, так же как и спасателям, предстала жуткая картина. Ударной волной с железнодорожных путей было сброшено одиннадцать вагонов. Семь из них сгорели полностью, а оставшиеся полностью выгорели внутри. На месиво человеческих тел смотреть было жутко. С деревьев были срезаны верхушки, стволы стояли черные, как уголь. Из опрокинутых вагонов доносились стоны. Кровь, запах гари и жара… Некоторые спасшиеся пассажиры в шоковом состоянии бросились в сторону леса. Их остановили местные жители.

В этой ситуации громадную работу проделали сотрудники КГБ БАССР – ведомство работало слаженно и четко. Как срочно оповестить родственников погибших? Как и где разместить выживших и родственников? Хотя компьютеров не было, машинописные списки погибших и выживших обновлялись ежечасно. Свыше тысячи пострадавших разместили в больницах разных городов и сел республики.

Родственники людей, ехавших в злосчастных поездах, метались по больницам и моргам в поисках близких. Многие родители, которые отправили детей на отдых, рвались к месту происшествия, хотя там кипела работа по восстановлению транспортных магистралей, и возмущались, что их не пускают. Сколько же внимания, такта, выдержки потребовалось, чтобы хоть как-то утешить несчастных!

Днем 4 июня в Уфу прибыли руководители государства М.С.Горбачев и Н.И. Рыжков. Выйдя из вертолета, они постояли в соседнем лесочке и улетели обратно.

По факту взрыва было возбуждено уголовное дело. К расследованию привлекались и вышестоящие прокуроры республики и Союза. Сотрудники прокуратуры, КГБ и МВД БАССР опросили сотни людей, изучали документы о техническом состоянии и железной дороги, и газопровода, проводили различные экспертизы. Ответственные специалисты двух видов транспорта (железнодорожного и трубопроводного) старались доказать, что как раз в их-то хозяйстве все функционировало безупречно. На то, чтобы доказать вину конкретных работников, допустивших роковой брак, потребовались годы.

Расследование показало, что, дойди злополучное газовое облако до населенного пункта, пострадало бы еще больше невинных людей.

После этой катастрофы власти железных и автомобильных дорог ввели в новые дорожные знаки: «Внимание! Пересечение с трубопроводом. Остановка запрещена».

5 июня в память о погибших в стране был объявлен траур. В 1992 году на месте аварии воздвигли восьмиметровый мемориал, у которого ежегодно проводятся памятные мероприятия.

Дорогие читатели, многие из вас тоже были участниками ликвидации последствий этой катастрофы. Как вам запомнились те страшные дни? Поделитесь воспоминаниями в комментариях.

Вспоминаем Улу-Телякскую железнодорожную катастрофу обновлено: Май 7, 2018 автором: Редакция

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.