Знай корни свои! Каршин — небольшой род с большой историей

Небольшой род с большой историей – так можно сказать о башкирах-каршинцах. Их истоки теряются во тьме веков, но в эпоху позднего средневековья они уже известны как военный клан с большой традицией. В их прошлом много особенностей, делающих их уникальным явлением в созвездии башкирских родов.

Каршин – один из 49 башкирских родов, относится к северо-западной группе башкирского народа. Вотчиной каршинцев была вся долина реки Кармасан, что в центре исторического Башкортостана. Сегодня их селения расположены на территории Кушнаренковского, Уфимского и Благоварского районов республики. Однако в прошлом каршинцы проживали на более обширных пространствах, включавших в себя так же и части Чишминского, Благовещенского и Мишкинского районов нашего региона.

По мнению историка Р.Г. Кузеева, предки каршинцев находились в составе кыпчакской миграционной волны, вытесненной в XIII в. монголами на территорию Башкирии. Он выводит этноним «каршин» из древнетюркского слова Qarşı, означающего, по его мнению, «крепость», хотя в известных науке памятниках тюркской литературы оно означает «дворец». Так или иначе, форма «каршин», по всей видимости, является производной от «карши» и обозначает дворцовую или крепостную стражу. В ХIII веке существовала волость, названная по имени этого рода Каршинской.

 

Поселения башкир рода Каршин Кушнаренковского района РБ

Коренное поселение каршинцев – Шарип, раньше оно по названию рода называлось Карши, Каршин, а также Мряк. Село расположено на реке Кармасан у впадения в нее небольшой реки Каряка. Впервые д.Каршин упоминается в 1688 г. в челобитной удмурта с жалобой на башкир Нуркея Сартова с товарищами о нарушении ими договорной записи на отданную челобитчику на срок землю. То есть уже тогда удмурты были припущены в эту деревню. Затем деревня называлась по имени Мряка – муллы Султукова – Мряково. А еще позже получила название Шарипово от имени Шарипа — сына Мряка Султукова. Шарип Мряков в 1736–1744 годах был старшиной Каршинской волости, а с 1739 г. – одновременно и главным старшиной Казанской дороги. Заметим, что отец (Мряк), его сыновья (Шарип, Аит), внуки, правнуки были верными царскому правительству административными чиновниками. В ходе подавления башкирского восстания 1704–1711 гг. Мряк Султуков был на стороне карателей. В то время Шарип Мряков был одним из первых людей Башкирии в отношениях с царским правительством. Кроме этого, это был сверхпредприимчивый человек, владеющий огромными землями. Он был первым башкиром, который имел дом в Уфе (тогда город был крепостью), добился получения патента на продажу алкогольной продукции (в условиях, когда на это была монополия государства) и заработал огромное состояние.

Чуть ниже по течению р.Кармасан расположилось еще одно поселение каршинцев – Мамяк (название связано с Мамяком Катиковым – активным вотчинником волости). Оно имело и другое название – Туйсабаново. В то же время в 1834 г. самостоятельно существовали как д.Мамяково, так и д.Туйсабаново (или Туйсабаково). Обе находились на территории Каршинской волости. Перепись 1920 г. показала Мамяково 1-е и Мамяково 2-е, отстоящие друг от друга в одной версте.

Несколько деревень каршинских башкир расположены вдоль притока Кармасана – Каряка. Старинное их поселение Акбашево впервые упоминается в одном источнике за 1712 г., когда дуванейские башкиры припустили к себе своих же одноволощан, указали границы их вотчины, назвав «до межи Каршинской волости башкирцев до Акбаша». Затем между 1795–1801 гг. ее жители основали выселок, ставший деревней. Тогда их называли Верхнее и Нижнее Акбашево. В 1801–1815 гг. башкиры двух селений основали Среднее Акбашево. Из всех трех деревень выделились тептяри и мишари, которые в начале 70-х гг. XIX в. основали свое поселение под названием Новоакбашево, в то время как в трех коренных поселениях каршинцев оставались одни башкиры.

В числе поселений Кушнаренковского района, где живут башкиры-каршинцы, и деревни Старогумерово и Угузево, которые со временем стало многонациональными.

 

Поселения башкир рода Каршин Уфимского района

Немного выше по течению реки Кармасан имеются еще две деревни каршинских башкир. Хотя они и расположены буквально в 4–6 км от коренного поселения каршинцев – села Шарип, но относятся к Уфимскому району. Одна из них – Юлуш – возникла между 1801 и 1815 гг. Юлушево имело и другие названия, как КочергиноКарчаш, происхождение которых неизвестно. Второе поселение каршинцев в Уфимском районе – Асан (Асаново). В 1780 г. оно стало национально смешанным, тогда по договору от 6 июня башкиры припустили сюда мишарей. Через 8 лет припуск был повторен.

 

Поселения башкир рода Каршин Благоварского района

В Благоварском районе республики два каршинских поселения – Агарды (впервые фиксируется в 1834 году как поселение из 8 башкир, по данным переписи 2002 года 92% — башкиры), и Кугуль (впервые фиксируется в 1859 году как поселение из 67 дворовых помещичьих крестьян, по данным переписи 2002 года 85% — башкиры).

Необходимо сказать и про село Бишкази и деревню Узыбаш, ныне находящихся на территории Чишминского и Благоварского районов РБ соответственно. Жители названных селений или, по крайней мере, их часть, являются потомками башкир-каршинцев. А вот каршинские аулы Ишмухамметово и Салтарово просто исчезли.

По подсчётам ученых-исследователей современная численность каршинских башкир составляет около 7,8 тыс. человек.

Важнейшие моменты прошлого башкир рода Каршин, вопросы их диалекта и этнической идентичности, сведения по истории сел и деревень —  обо всем этом подробно рассказывается в XV томе «Истории башкирских родов». Книга выпущена Центром изучения исторического наследия Башкортостана «Шежере» под руководством историка Салавата Хамидуллина при финансовой поддержке Благотворительного фонда «УРАЛ».

Используя издания «Истории башкирских родов» Вы можете найти своих родственников, учтенных в ревизских сказках, переписях населения и других списках. Электронная версия доступна на сайте https://bashkirica.com. Для приобретения бумажной версии обратиться по телефону: 8-917-351-23-43

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.