Знай корни свои. Унлар – потомки легендарных гуннов

Потомки легендарных гуннов стали одним из 49 башкирских родов.

С самого детства нам приходилось слышать грозное имя гуннов (хуннов). На уроках истории нам рассказывали о нашествии гуннов на Европу, которая уничтожила Римскую империю. На уроках литературы мы читали поэму А.Блока «Скифы», в которой «свирепый гунн жжет города и гонит в храм табун». Образ бича божьего, вождя гуннов Атиллы глубоко вкоренился в мировую культуру: Пьер Корнель пишет трагедию «Атилла», Джузеппе Верди — одноименную оперу, Рафаэль создает ватиканскую фреску «Встреча святого папы Льва с Атиллой».

Единственным античным автором, лично общавшимся с хуннами, был константинопольский историк Приск Панийский. Он в своих исторических записях использует название «унны». Уже в последующем это название было трансформированы в «хунну», а потом в «гунны».

На исторической арене гунны (хунну) появились очень рано, если верить китайской историографии в III тысячелетии до н.э. То есть они были современниками древних египтян и шумеров, с той лишь разницей, что последние исчезли с лица земли, а гунны — остались.

Хуннское государство в пик своего могущества простиралось от Японского моря на востоке до Аральского на западе. К III в. до н. э. походы гуннов принимают вид целенаправленного завоевания Китая, противостоять которому у китайских полководцев уже не хватало сил. Тогда император династии Цинь Шихуан-ди решил вопрос радикально: он приказал построить гигантскую стену вдоль всей северной границы страны. Стена длиной в 4 тыс. километров ценой истощения всех ресурсов страны была построена, но толку от нее было мало, так как хунны все равно проникали внутрь Китая. Став равными Китаю, хунны приступили к его покорению. В 198 г. до н. э. было положено начало унизительным для Китая договорам «мира и родства». Ханьский двор выдал за предводителя хуннов Багатура царевну правящей династии и официально признал державу Хунну равным Китаю. Это был небывалый успех, так как до сих пор ни один вождь варваров не мог претендовать на одинаковый статус с самим «Сыном Неба». Ханьский двор обязался ежегодно посылать определенное количество подарков хуннам, что по сути дела являлось замаскированной данью.

В искусстве войны хунну не было равных. Китайский поэт времён династии ТанЛи Бо писал: «для гуннов бой – как пахарю пахать». А китайский перебежчик Чжунхан Юэ говорил о них: «Хунну открыто считают войну своим занятием».

В свое время Лев Гумилев задался сакраментальным вопросом: «Почему китайцы не проникли в Европу?» И ответил на него следующим образом: «Какое счастье, если подумать, что китайцы не добрались до Европы на рубеже нашей эры! А ведь могли, если бы их не задержали хунны, главный противник империи Хань… Хунны, тюрки, а позже монголы остановили агрессию Китая на запад. И в этом заслуга степных народов перед человечеством».

Шло время, менялись предводители и перевес сил. Держава Хунну более 300 лет сдерживала Китай, но в конце концов развалилась. Однако сломила гуннов далеко не сила оружия, а обольщение мишурным блеском китайской цивилизации. Когда они превратились в потребителей товаров и предметов роскоши, производимых Китаем, они заразились китаефильством, и дело их было проиграно. Как 2000 лет спустя советские люди с радостью променяли СССР на пластинки «Битлз», джинсы и жвачку «Бабл Гам», так и гунны отдали свою независимость в обмен на сомнительное счастье быть периферией Китая.

Держава Хунну распадается на четыре части. Одна часть покоряется Китаю, вторая остается на территории сегодняшней Монголии, где смешивается с предками монголов, третья часть – самая воинственная и неукротимая отрывается от погони и уходит на запад. Но и на этом дробление хуннов не закончилось. Лев Гумилев в «Истории народа Хунну» пишет:

«Лишившись земледельческих районов в Западном крае, хунны двинулись на запад, чтобы отыскать новые, и при этом раскололись снова. «Малосильные» остались в Семиречье, где основали княжество Юебань, просуществовавшее до V в. н.э., а самые сильные ушли в Европу, где расправились с аланами, готами и добрались до Рима».

В 1970-х годах уфимский историк и этнограф Раиль Кузеев сделал вывод, что потомками гуннов является башкирский род Унлар.

Название Унлар состоит из названия хуннов -УН-, зафиксированного античной литературой, и тюркского форманта множественности -ЛАР-. Таким образов слово «УНЛАР» означает «УННЫ».

Унларцы, ныне входящие в состав башкирских родов, наиболее вероятно являются потомками еще одного ответвления гуннов — унгутов, связанных родством с Чингисханом и пришедших на Южный Урал в составе монгольских орд. Унларцы еще в XVII веке именовали себя унгутами.

Основная часть деревень башкирского рода Унлар в настоящее время расположена на территории Караидельского района Башкортостана. В прошлом поселения унларских башкир в этом регионе относились к Су-Унларской (Сунларской) или просто Унларской волости, состоявшей из Янсаитовской и Байкинской тюб.

Села Караидельского района, основанные башкирами рода Унлар.

Якупово – древнейшее селение, история которого насчитывает пять столетий. Оно не раз меняло название на Чинмурзино, Артаул, Галино, Кантоновская.

д.Халилово, название которого образовано от имени Халила Якупова — сына старшины Сунларской волости Якупа Чинмурзина.

До 1795 г. были известны деревни Старый и Новый Акбуляк. Акбуляк называли и Азмеево.

д.Туюшево (Ташмечеть) по р. Байки, Юлдашево (Альмешево), Абдуллино (Бердяш), Новый Бердяш, Янсаитово (Староянсаитово), Янсаит Новый, Малик, Караяр, Дюртюли, Кадыси, Кантон. С начала XIX в. известны деревни Откустино и Тегерменево (Багазы). На р.Юрюзань расположились два поселения рода Унлар – Шамратово и Мата.

Восточная часть современного Бураевского района Башкортостана также относилась к владениям унларских башкир. В территориальном плане здесь они образовывали Кыр-Унларскую тюбу в составе Таныпской волости. Ими были основаны следующие деревни: Кашкалево, Новокашкалево, Старокизганово, Новокизганово, Даутларово, Карагушево, Карагушево Новое. д. Иман-купыр или Староиман-Купыр сегодня называется Бакалы.

На юге Аскинского района республики расположено единственное поселение унларцев в этом районе – Упканкуль, находящееся при одноименном озере.

Важнейшие моменты прошлого башкир рода Унлар, вопросы их диалекта и этнической идентичности, сведения по истории сел и деревень —  обо всем этом рассказывается в IV томе «Истории башкирских родов». Книга выпущена Центром изучения исторического наследия Башкортостана «Шежере» под руководством историка Салавата Хамидуллина при финансовой поддержке Благотворительного фонда «УРАЛ».

Используя издание можно найти своих родственников, учтенных в ревизских сказках, переписях населения и других списках. Электронную версия доступна на сайте https://bashkirica.com. Для приобретения бумажной версии обратиться по телефону: 8-917-351-23-43.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.