Михаил Шишков. Герой Советского Союза. Служил в морской авиации

На Украине, в городе Николаеве проживал наш земляк, уроженец Иглинского района Башкирии., участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, генерал-майор авиации в отставке Михаил Федорович Шишков. Он скончался 4 сентября 2015 года.

Михаил Федорович – уроженец Иглинского района. На фронте с сентября 1943 года. Командир звена первого гвардейского минно-торпедного авиационного полка ВВС Балтийского флота, он к сентябрю 1944-го совершил 75 боевых вылетов. Звание Героя Советского Союза Михаилу Шишкову присвоено 5 ноября 1944 года. Всего летчик-торпедоносец совершил 187 боевых вылетов и 31 торпедную атаку – рекорд для морской авиации. На счету Шишкова 12 потопленных вражеских кораблей, в том числе и танкер противника общим водоизмещением 35 тонн.

Когда окончилась война, Михаил Федорович продолжал службу в авиации ВМФ, окончил Военно-морскую академию. А после выхода в запас генерал-майор работал начальником Центра боевого применения и переучивания летного состава морской авиации.

Наш земляк, Заслуженный военный летчик СССР, награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Ушакова II степени, двумя орденами Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР», орденом Богдана Хмельницкого II степени, многочисленными медалями.

В родном селе Кальтовка и в селе Иглино Михаилу Шишкову установлены памятники.

После распада Советского Союза Михаил Федорович волей судьбы оказался в соседнем государстве, но он не терял связи с малой родиной. В памяти земляков подвиг Михаила Федоровича Шишкова останется навечно.

Михаил Федорович Шишков написал книгу «Нас звали «смертниками». Исповедь торпедоносца».

«…Что же ты медлишь! – стучит в мозгу. – Он же заваливается на крыло! Выравнивай быстрее!» Так хочется вы ровнять самолет. И если не пересилить
себя, машина неминуемо воткнется в землю. Тяжело бороться с собой. Это все равно, что удерживать в вытянутых руках по гантельке. Как ни старайся, а
все равно долго не протянешь. Тогда единственное спасение – встряхнуться, посильнее ударившись затылком о бронезаголовник. Такой совет дал нам командир эскадрильи – опытный летчик, прошедший, как говорится, и Крым, и Рим. И действительно, помогало. Боль оттесняет все на второй план, и вновь можно продолжать полет. Через три года я сам учил этому «желторотиков»… Интересно, что нечто подобное использовали водители полуторок, курсировавшие по Дороге жизни, доставляя в блокадный Ленинград продукты и боеприпасы. Измученных людей, сумевших избежать удара авиабомб, подстерегала не меньшая беда – заснуть за рулем. А это верная смерть. Поэтому за головой вешался котелок, наполненный песком. Раскачиваясь на неровностях дороги, он стучал по затылку шофера, прогоняя сон. Вскоре я перестал бояться облаков. Небо открывало мне все новые и новые горизонты…»

Совет ветеранов Иглинского района.

 

***

Публикация размещена в рамках проекта «Ветеран Башкортостана: с уважением к времени и людям»,
реализуемого АНО Издание «Ветеран Башкортостана» при грантовой поддержке Президентского Фонда культурных инициатив.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.