Верховный муфтий России Талгат Таджуддин: «Жизнь сама приводит к вере»
Опубликовано в газете «Ветеран Башкортостана» №2 (41) февраль 2012 г.
Председатель Центрального духовного управления мусульман России, Верховный Муфтий России Талгат Таджуддин дал интервью газете «Ветеран Башкортостана».
ДЕЛАЙТЕ ДОБРЫЕ ДЕЛА
– Уважаемый Талгат-хазрат, некоторые люди приходят к вере только в зрелом возрасте. Что Вы можете посоветовать пожилому человеку, который решил жить по мусульманским канонам?
– Прежде всего, я сердечно приветствую всех читателей газеты «Ветеран Башкортостана», желаю доброго здравия, милости Всевышнего, счастья этого и вечного мира.
За всю историю человечества Всевышний посылал сотни и тысячи своих посланников – пророков. Это Авраам, Моисей, Иисус Христос, Пророк Мухаммад (Да благословит их Аллах и приветствует) и многие другие. И Священный Коран, и Тора, и Библия призывают к вере – без нее человек жить не может.
Большое счастье, когда вера передается из поколения в поколение. Веками так и было. Но в нашей стране более 70 лет насаждался государственный атеизм, поэтому немало людей впервые приходит в храм или мечеть в пожилом возрасте. Мы это только приветствуем – прожитая жизнь сама приводит к вере. Люди задумываются о том, что придется возвращаться в вечный мир.
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Мы дети разных матерей, но вера у нас одна». Основа религии – вера в единого Создателя, в его ангелов, в судный день, в Его посланников, в Священное писание и воскресение в мире вечности. При этом нужно делать много добрых дел. Делись тем, чем тебя наградил Всевышний. Если есть знания – раздавай. Есть здоровье – помогай. Есть достаток – поддержи неимущих. Человек, осознавший единство Создателя, должен научиться видеть в других людях своих братьев и сестер, потому что все мы произошли от Адама и Евы.
– Большой ли это грех, если человек не соблюдал уразу, не читал намаз?
– Если он осознанно отрицал и пост, и намаз, это большой грех. Но ведь есть покаяние. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил, что искренне покаявшийся остается без грехов. С того момента, как человек искренне уверовал во Всевышнего Творца, он должен приступать и к исполнению молитв, и к соблюдению поста, если здоровье позволяет. Если же здоровье не позволяет, он должен утолить голод и жажду бедного человека.
Мы пятикратно совершаем молитву, чтобы не забыть Бога в мирских заботах. Пост необходим, чтобы почувствовать боль и страдание тех, кто голодает не только в месяц Рамазан. Пропустив их страдания через себя, ощутив и физически, и душевно, человек не может оставаться равнодушным к окружающим.
Человек, пришедший к Богу, должен по мере сил приобщаться к духовной жизни: изучать священный Коран, обращаться к священнослужителям. В мечетях есть воскресные школы, курсы, где каждый желающий может изучить основы традиционного Ислама.
ВСЕХ, КРОМЕ СЕБЯ, СЧИТАЙ СВЯТЫМ
– Вы получили высшее богословское образование в советское время, когда в стране процветал атеизм. Как выбрали именно эту дорогу в жизни?
– Я в 13 лет начал совершать молитвы, соблюдать пост, читать Коран, изучать арабский язык. Мне все это было интересно. Следуя доброму примеру бабаев, я украдкой ходил в мечеть – она была одна-единственная в Казани. Меня поддерживали мои бабушки. Мать отца, Шарифа-аби, дожила до 94 лет, научила многим молитвам. Мать матери, Махира-аби, грамотно читала священный Коран. Но никакого принуждения не было – только стремление к познанию.
После школы поступил в профессиональное техническое училище, и в это время тоже совершал молитвы – отпрашивался на пятничные молитвы, затем работал.
В 1966 году Казанская община направила меня через Духовное управление мусульман на учебу в Бухару. Вернувшись, я начал служить имам-хатыбом в Казанской соборной мечети «Аль Марджани». А в 1974 году Духовное управление направило меня на учебу в богословский университет «Аль-Азхар» в Каире.
– Какие трудности встречались на Вашем пути?
– Трудностей было предостаточно. Даже в мечеть в советское время было не так-то просто прийти! И в училище многие меня не понимали. Когда я направился на учебу в Бухару, различные организации пытались этому препятствовать. Но я не видел другого пути, как узнать основу веры моих предков.
Сейчас у молодежи есть все возможности, чтобы познать истину Ислама. В Уфе при Центральном духовном управлении мусульман России открыт Российский исламский университет, вскоре в стране появится еще шесть таких же. Действует более сотни медресе. На заочных отделениях учатся люди разных возрастов, которые уже работают в приходах.
В 90-е годы в нашей стране появились приверженцы радикальных течений. Они стремятся противопоставить людей разных наций и разных религий. Это абсолютно неприемлемо! В нашей стране мусульмане и православные христиане веками жили во взаимном уважении. Да, были и войны, и противостояние, но ведь это естественно – мы варимся в одном котле истории. Всевышний не случайно объединил нас на территории огромной Отчизны. Вот что написано в преданиях: «Всех, кроме себя, считай святым». Так учили нас наши бабушки и дедушки, этому и мы должны учить наших детей.
МЫ ДОЛЖНЫ РАДОВАТЬСЯ ЖИЗНИ
– Имеет ли право мусульманин отмечать светские праздники: например, Новый год, 8 Марта?
– Мусульмане участвуют в праздниках с большим желанием. Некоторые фанатики говорят, что у нас только два праздника: Курбан-байрам и Рамазан-байрам. Но это совершенно неправильно! Хазрат-Али, ближайший сподвижник пророка Мухаммада (Благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Сегодня у нас праздник и завтра у нас праздник. Каждый день, когда мы не грешим, а живем по-божески, – праздник».
Мы должны радоваться жизни – она одна в этом мире. 8 марта надо уделить внимание женщинам – в первую очередь матери, супруге, сестрам, дочерям. В Коране нет суры, которая называлась бы «Мужчина», но есть сура, которая называется «Женщины». И пророк Мухаммад (Благословит его Аллах и приветствует) незадолго до того, как покинуть этот мир, говорил: «Побойтесь Бога о женщинах!» «Рай под ногами матерей» – тоже его слова. Очень хорошо, что один день в году мы особенно заботимся о женщинах, о благополучии которых должны помнить всю жизнь.
Некоторые говорят, что нельзя отмечать Новый год, так как это христианская традиция. Но ведь Иисус Христос (мир ему!) тоже посланник божий. Поэтому мы отмечаем Новый год два раза – по светскому и по лунному календарю.
Кто-то полагает, что сабантуй – языческий обряд. Какое же это язычество? Это праздник благодарности Богу, ведь именно архангел Гавриил учил нашего праотца Адама пахать, сеять, растить хлеб. Значит, это не только светский, но и религиозный праздник.
– А нужно ли отмечать день рождения?
– Обязательно. Не зря же у нас в паспорте после указания фамилии, имени, отчества стоит дата рождения.
Пророк Мухаммад (Благословит его Аллах и приветствует) говорит: «Кто достигнет 40 лет уверовавшим во Всевышнего и на праведном пути, воздерживаясь от греха, Всевышний дает ему две награды: его не настигнет неожиданная смерть, и зараза к нему не пристанет. Кто достигнет 50 лет уверовавшим во Всевышнего и на правильном пути, воздерживаясь от греха, Всевышний сделает так, что его полюбят все люди в этом мире, – то есть он будет уважаемый в обществе человек. Кто достигнет 60 лет уверовавшим во Всевышнего и на праведном пути, воздерживаясь от греха, то его полюбят те, кто на небесах, – ангелы». Надо помнить, когда ты родился.
То же касается и детей. Когда ребенок достигает семи лет, его надо начинать учить молитвам, соблюдению обрядов. А когда исполнится 10 лет, можно уже принуждать к этому. А откуда знать, сколько лет сыну или дочери, если забыть про день рождения? И почему бы не поздравить?
Праздники – вехи в жизни человека. Но отмечать их надо не бутылкой спиртного, а дружным семейным застольем. Поздравьте друзей, родных, соседей: чем больше добрых пожеланий, тем меньше ненависти и вражды. Все, что способствует укреплению мира и согласия, поощряется Всевышним и его посланниками.
ВСЕ ЛЮДИ – ЭТО ОГРОМНАЯ СЕМЬЯ
– Каково Ваше отношение к арабским революциям? Как сохранить мир в ядерный век?
– Эти события тревожат всех здравомыслящих людей. Разве тот, кто живет за океаном, имеет право бомбить мирное население, менять президентов других государств? Это неправильно, и именно поэтому наша страна поставила вето на резолюцию по Сирии.
Если другие страны будут также вмешиваться в дела на Ближнем Востоке, возникнет цепная реакция, опасность уже подбирается к нашим южным границам. Поэтому самое главное – придерживаться норм международного права. Для этого создана Организация Объединенных Наций – плохая или хорошая, но она действует уже более полувека.
– В СМИ иногда употребляется выражение «мусульманская угроза». Как вы можете его прокомментировать?
– Нет никакой мусульманской угрозы. В прошлом веке было противостояние двух систем: мира социализма и мира капитализма. Тогда использовались методы не только холодной войны – были подготовлены террористические организации. Это страшное наследие перешло и в наш век.
Терроризм – это зло. Кому-то очень нужно добиться межнационального и межконфессионального противостояния. Но опыт нашей страны доказывает, что последователи традиционных конфессий могут сосуществовать мирно и дружно. На территории России проживают более 180 народов, у нас смешанные семьи, общее прошлое и настоящее. Нет никакой альтернативы согласию и взаимоуважению.
Если кто-то пропагандирует экстремизм и терроризм, он выходит из рамок Священного писания, совершает дела неверующего, неблагодарного Богу человека. А ведь все люди – это огромная семья, которое находится на попечении Всевышнего Творца.
ДЕТИ ДЕТЕЙ СЛАЩЕ МЕДА
– 2012 год в республике объявлен Годом благополучного детства и укрепления семейных ценностей. Как надо воспитывать детей, чтобы оградить их от дурных привычек, наркомании, алкоголизма?
– Год благополучного детства и укрепления семейных ценностей очень важен, ведь семья – опора державы.
Сейчас, к сожалению, молодая семья стремится жить подальше от старшего поколения – это неправильно. Ребенка отдают в детский сад, а там одна воспитательница на 30 детей. Чему она сможет их научить? Сто лет назад никаких детсадов не было, а по 12-13 детей рожали. В средней семье было семь-восемь детей. Как же они их растили?
Хорошо, когда есть бабушки и дедушки, – они свою любовь с утроенной мерой передадут внукам. Ведь не зря же у нас говорят: «Дети детей слаще мёда».
Родители обязаны заниматься воспитанием, но жизнь сегодня очень сложна. Отец прокормить семью не может (хотя перед Богом он за это в ответе), приходится трудиться и матери. Но во всем должна быть мера! Супруга должна уделять больше внимания детям. Возможно, женщине-матери нужно сделать сокращенный рабочий день.
Нельзя волноваться только о том, чтобы накормить ребенка – ведь вы не за барашком ухаживаете. Ребенок, о душе которого заботятся в семье, не будет думать о наркомании и алкоголизме.
Но детей надо воспитывать всем миром. Люди живут в многоэтажных домах, но часто даже соседи на лестничной клетке друг с другом не общаются. А почему бы в подъезде не организовать родительский совет? Все вместе бы смотрели, что дети делают на улице, следили, чтобы они не начали курить, не связались с плохой компанией.
Без веры тут не обойтись – так нас учили наши бабушки и дедушки. Надо разъяснять ребенку, что у каждого человека за спиной есть два ангела. Тот, что с правой стороны, записывает добрые дела (за них – моментальное воздаяние), а с левой – учитывает прегрешения. За плохие поступки непременно воздастся (не только в вечном мире, но и в этом тоже). Когда дети это осознают, это несомненно поможет воздерживаться от грехов, причем страшась не родителей или закона, а своей совести.
В связи с этим два года назад мы, главы традиционных конфессий страны, обратились к Президенту России Дмитрию Медведеву с просьбой преподавать основы культуры традиционных конфессий в общеобразовательных школах. В качестве эксперимента эти уроки проводились в некоторых регионах, а в этом году они будут организованы повсеместно. Надеемся, что это тоже привнесет достойный вклад в воспитание молодежи.
– Каково Ваше отношение к смешанным бракам?
– В Башкортостане до 35% смешанных браков, это нормальное явление. Все мы одна семья – от Адама и Евы. Об этом говорил и пророк Мухаммад (Благословит его Аллах и приветствует): «Нет превосходства араба над не арабами и не араба над арабами. Все люди перед Богом равны, как зубья одного гребешка».
Бракосочетание (никах) совершается на земле только после того, как оно совершено на небесах. Но молодые люди должны убедиться, что они подходят друг другу: и в возрасте, и в гражданском сознании, и в религиозных убеждениях. Конечно, и неверующие имеют право создать семью. А если один из супругов верующий, а другой нет, то в семье будет раздор, а пострадают дети.
Если оба супруга верят в Создателя, как бы они его ни называли, они должны привить веру в Создателя своим детям. А уж потом дети, достигшие совершеннолетия, сами смогут выбрать конфессию.
– Есть ли в Вашей семье особые традиции? Какие советы Вы можете дать супругам для сохранения крепкой и счастливой семьи?
– Моя семья большая. У нас пятеро детей, все уже подросли, создали свои семьи. Недавно родилась тринадцатая внучка (у меня три внучки и десять внуков). В семье соблюдаются традиции уважения к старшим, милосердия к младшим.
Чтобы семья была счастливой, нужно, чтобы в ней было много любви и ласки, особенно от старшего поколения. Но бабушки и дедушки не должны просто гладить внуков по головке – надо учить принципам добра, сострадания. Не проходите мимо жестокости – даже к животным, даже к растениям. Не поленитесь объяснить ребенку, почему нельзя ломать веточку или обижать котенка. Один раз сказанное слово навсегда останется в детской памяти.
Но главное – учить нужно добрым примером. Пусть дети не видят склок и обид. Показывайте им изумительную красоту этого мира, чтобы они были благодарны Богу. Будут благодарны Богу – будут благодарны и людям. С этого начинается воспитание.
Беседовала Светлана Беллендир.
Опубликовано в газете «Ветеран Башкортостана» №2 (41) февраль 2012 г.
В 1992 году на VI Чрезвычайном съезде мусульман России было принято решение о преобразовании структуры ДУМЕС в Центральное Духовное Управление мусульман России и европейских стран СНГ. Крупные региональные религиозные центры (мухтасибаты) преобразованы в духовные управления мусульман (в настоящее время более пятидесяти муфтиятов) и введен сан Верховного муфтия, который был присвоен Талгату Таджуддину.