БФ «УРАЛ»помогает юным ученым открыть новые дороги

Педагогический вуз помогает юным ученым открыть дороги. Работа ведется при поддержке фонда «УРАЛ»

Россия знаменита своей наукой. Факт, что в основе многих современных мировых разработок лежат результаты исследований именно наших ученых. К сожалению, мы не всегда умеем правильно воспользоваться своими открытиями, вовремя запатентовать, извлечь выгоду. Но это другой вопрос.

Сегодня, когда российская наука переживает не лучшие времена, необходимо пристальное внимание к научной деятельности уже со школьной скамьи. Есть возраст, в котором почти каждый ребенок хочет стать ученым. Это время, когда школьные занятия еще не отбили интереса к учениям, и исследования кажутся романтичным и увлекательным занятием. И если в этот момент предложить детям заняться настоящей наукой, то это почти наверняка спасет их от равнодушия к сухим школьным дисциплинам. Исследовательская деятельность ребенка выступает «витамином» интереса к науке, которого часто не хватает школе.

В той или иной мере сегодня исследовательской работой занимаются все учащиеся школ. Это могут быть простые теоретические изыскания, посещение научных лабораторий или кружков. В этом деле важно, чтобы труд ребенка был оценен и подхвачен взрослым ученым. На практике это означает, что исследование школьника желательно проводить помимо учителя совместно и с вузовским работником, который своим опытным взглядом мог бы оценить труд, скорректировать его и, в конце концов, попытаться вытянуть юного исследователя в поле серьезной науки. Такой подход активно реализуется в Башкирском государственном педагогическом университета им.М.Акмуллы (БГПУ). Здесь ученые, выезжая в города и районы республики, непосредственно работают с детьми-исследователями. Сильнее всего это развито в направлении экологии и топонимики. Финансовую поддержку в этом важном деле вузу уже несколько лет оказывает Благотворительный фонд «УРАЛ».

Экологическое направление работы юных исследователей ведет декан естественно-географического факультета БГПУ, доктор биологических наук Наталья Суханова. Под ее руководством осуществляется непосредственное взаимодействие ученых со школьниками, занимающими в эколого-биологических центрах проблемами ботаники, зоологии, микробиологии и охраны окружающей среды. Ребенок, включенный в исследовательскую деятельность и работающий в сообществе настоящих ученых, получает самое настоящее образование – образ будущей профессии, жизнедеятельности, мировоззрения и т.д.

 

Главным двигателем топонимического направления исследований школьников является доктор филологических наук, профессор Минсылу Усманова. Здесь дети занимаются изысканиями в области диалектологии и ономастики.

Преподаватели БГПУ работают со школьниками и посредством дистанционных научных конкурсов. Олимпиады и конференции собирают безусловно талантливых, одаренных детей. Но, с психологической точки зрения, это разные типы одаренности. В первом случае (дети – участники олимпиады) наблюдается интеллектуальная одаренность, которая выражается в том, что дети проявляют себя знающими, интеллектуально развитыми, способными к углубленному обучению личностями. Во втором случае, когда дети занимаются исследовательской, творческой деятельностью, можно говорить о творческой одаренности. Причем, если первые, как отмечают психологи и педагоги, – «пожиратели знаний», «энциклопедисты», то вторые – «созидатели нового», «творцы», «открыватели» знаний, «исследователи».

Тематика и глубина исследований школьников, проводимых при кураторстве ученых БГПУ, зачастую просто удивляют. Дети проводят изыскания, подкрепленные сбором данных, многофакторными лабораторными экспериментами, полноценными опросами и различными замерами, основные на научных методиках. Например, в работе Камилы Галиной (10 класс, Башкирская гимназия № 102 г.Уфы) «Оценка качества водопроводной воды по разным районам Республики Башкортостан» автор, исследуя пробы водопроводной воды из Абзелиловского, Баймакского, Благовещенского, Буздякского, Кармаскалинского, Чишминского районов и г.Уфы пытается ответить на вопрос: какую воду мы пьем? Максим Морозов (5 класс школы № 104 г.Уфы) в статье «Влияние разлива газоконденсата на сосновые насаждения Демского района г.Уфы» рассматривает экологические последствия прорыва конденсатопровода высокого давления «Оренбург-Салават-Уфа», произошедшего 15 мая 2016 года в районе д.Сергеевка. Работа ученицы 9 класса белорецкой школы Утябаевой Л.И. «Оценка экологического состояния атмосферного воздуха г.Белорецк методом лихеноиндикации» представляет интересную методику определения загрязненности воздуха с помощь лишайников.

 

Топонимические исследования школьников тоже не менее интересны. Детский глаз более зоркий и нередко выявляет факты и материалы, которые взрослый ученый может не заметить. Смысл названий географических объектов родного села раскрывает Карина Вайсеева в статье «Микротопонимы с.Базитамак Илишевского района». Знакомиться с этим исследованием более чем познавательно!  

Галия Юмагулова в работе «Некоторые различия между литературным языком и разговорной речью жителей д.Новояушево» путем опроса жителей и анализа литературы приводит результаты интересных исследований, показывающих широту и богатство башкирского языка, силу трех, двух и даже одной буквы. Королева Д.С. в статье «Страна топонимов – семь учалинских чудес» изучает происхождение названий достопримечательностей района и путем экспертного опроса выявляет из общего числа семь чудесных мест. Вообще любые исследования школьников, связанные с краеведением, представляют большой интерес и крепко к себе притягивают.

БГПУ научные работы детей ежегодно издает в виде 4-6 сборников статей. Поддержку вузу в этом оказывает Благотворительный фонд «УРАЛ». Для школьника увидеть свою публикацию в солидном сборнике – это огромная радость, дорога в мир науки.

​Дети рождаются учеными, они любознательны по природе своей и ежедневно развивают собственные идеи о том, что видят и слышат. Поэтому важно со стороны взрослых создавать условия для развития детей, не гасить их желание познавать этот мир снова и снова. Исследования, пусть даже совсем несложные, — это отличная альтернатива, тому, чем сидеть за компьютером или гладить смартфон. Сумейте увлечь этим своего ребенка. Ведь вы, родители, — его главные учителя.

ОНОМАСТИКА (от греческого onoma — «имя») — раздел языковедения, изучающий имена собственные: названия людей, животных, мифических существ, племен и народов, стран, рек, гор, людских поселений. Часть ономастики, посвященная изучению географических названий, обычно выделяется под названием топонимики

ДИАЛЕКТОЛО́ГИЯ — раздел языкознания, изучающий местные, территориальные разновидности языка, диалекты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *