«Как равняться на героя?» Размышления о прошлом и будущем

На фото: памятник А. Матросову и М. Губайдуллину в уфимском парке Победы.

О памяти и забвении, войне и мире, подвигах прошлых лет и событиях современности размышляет А.А. Селуянов, старший преподаватель военного учебного центра Уфимского государственного авиационного технического университета.

«С каждым годом по времени мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Выросло новое поколение людей. Для них война — это наши воспоминания о ней. А нас, участников этих исторических событий, становится все меньше и меньше. Но я убежден: время не имеет власти над величием всего, что мы пережили в войну. Это было необычайно трудное, но и очень славное время. Человек, переживший однажды большие испытания и победивший, будет всю жизнь, потом черпать силы в этой победе» – так писал в своих «Воспоминаниях и размышлениях» великий человек, маршал Победы Георгий Константинович Жуков.

Я неоднократно встречал эту цитату в различных источниках и даже цитировал ее, но в первоисточнике прочел первый раз. Прочел и поразился мудрости нашего полководца. Одно слово, внесенное в цитату, изменило весь смысл фразы. Поставьте вместо слова «Человек» слово «народ» – и цитата будет утверждать, что Великую Отечественную войну не забудут никогда. Георгий Константинович правильно сделал, что не стал так писать и отвечать за весь народ и последующие поколения, он знал людей. Он конечно и в мыслях не мог представить, что появятся такие, как Коля Десятниченко «мальчик русской доброты» из Нового Уренгоя или «либеральные» журналисты типа Минкина и Быкова с «Эхо Москвы», или российские «ученые» будут ставить под сомнение результаты побед советских воинов в великих сражениях, которыми руководил маршал Жуков Г.К., а в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России появятся неонацистские группировки. Общественность устраивает «флешмобы» и «челенджи», посвященные 75-летию победы. Самое неприятное, что все это уживается рядом с «Бессмертным полком», парадом на 9 Мая, георгиевскими ленточками, торжественными концертами, посвященными ветеранам.

В оправдание можно было бы привести цитаты И. Геббельса и З. Бжезинского, обвинить во всем «Запад», сослаться на информационную войну или сказать: «Мы стали более толерантны», «Мир не стоит на месте». Но мне не дают покоя слова писателя-фронтовика Василя Быкова. В далеком 1985 году он говорил: «Во сколько бы лиц погибших вы ни вглядывались, мне кажется, редко в котором из них, так или иначе, не прочтётся немой, как укор, вопрос к нам, живущим: «А вы как? Какие вы нынче? Те, что уцелели и так долго живете после нашей кровавой войны?» Великое множество оттенков и смысла заключено в этом невысказанном вопросе, и для меня лично он – самый трудный и самый обязывающий. При всей его неопределённости он самый взыскующий и категоричный». Уже в то время он понимал, что что-то пошло не так. И это «не так» закончилось Перестройкой, развалом СССР, лихими 90-ми и разделением общества на «удачливых» и «лохов».

Когда я беру в руки транспарант с фотографиями своих дедов, чтобы пройти в «Бессмертном полку» 9 Мая, я смотрю им в глаза, и они меня спрашивают: «Ты достойно прошел этот год»? Потом, более риторический: «Почему так?» – и я отвожу в сторону глаза. Тридцать пять лет уже прошло после слов В. Быкова, а вопрос все стоит, и как никогда актуален.

Тот же Василь Быков говорил: «Давно известно, сколь обманчива и несовершенна человеческая память, безжалостно размываемая временем, по крупицам, уносящим в забвение сначала второстепенное, менее значительное и яркое, а затем и существенное. Не зафиксированная в документах, не осмысленная искусством история и исторический опыт людей очень быстро вытесняются из памяти вереницей текущих дел и событий и навсегда утрачиваются из духовной сокровищницы народа». Поэтому, чтобы понять самому, где мы свернули не туда, нужно освежить память.

***

Великая Отечественная война не обошла мою семью стороной. Оба моих родных деда воевали и пришли с войны. Я сидел у них на коленках, они тискали меня и, как любые деды, радовались, что у их детей растут крепкие и здоровые внуки. К своему стыду, мне практически нечего вспоминать о них, а тем более о том, как они воевали. Я был мал и «ходил пешком под стол».

Чаще всего я бывал в семье моего деда по материнской линии, Мельникова Василия Ильича. Я помню его серьезным и добрым человеком, но на нежности у него, скорее всего, не хватало сил. Он работал на строительстве дорог г. Уфы простым рабочим. В семье было десять детей и их надо было всех поднять на ноги. Став чуть постарше, перебирая его коробочку с наградами, меня заполняла гордость за деда. Ведь там лежали как боевые награды (орден Славы, медали «За отвагу», «За победу над Германией»), так и небоевые (орден Трудового Красного Знамени). Но я не понимал, какими усилиями это было достигнуто. Только когда я сам получил какой-то жизненный опыт, понял, что такое война, только тогда я понял, чего стоят эти награды.

Дед Василий прошел всю войну с 1941 года в артиллерии стрелкового полка. В 1942 году был ранен. Вернулся в строй. В 1945 году при освобождении Польши был награжден орденом Славы III степени. И это ВСЁ, что я знаю о том, как воевал мой дед Василий.

Про другого деда – Корнаухова Александра Феоктистовича сведений еще меньше. Жили они от нас далеко. То мы «служили» в Казахстанской степи, то они с бабушкой переезжали в другой город вслед за своими сыновьями, а их у бабушки, кроме отца, было еще четверо.

Дед Саша ушел на войну в октябре 1941 года. Стрелок пешей разведки 1224 стрелкового полка Карельского фронта. Ему, если так можно сказать «повезло». На севере СССР бои шли не такие кровопролитные. Южнее на такой должности выжить было бы не реально. В 1944 году, когда боевые действия на Карельском фронте усилились, ему удалось отличиться. За это он был награжден медалью «За отвагу».

Сведения о моих дедах, к моему стыду и сожалению скудны. И оправдываться нет смысла, ведь те, кто воевал, неохотно рассказывали о войне. Их дети с расспросами не приставали, а они если и рассказывали, то в основном о каких-то радостных моментах на войне. В 60-70-е годы ХХ века война была обыденным моментом, все воевали, у многих война ассоциировалась с горем. Раны войны затягивалась тяжело, и вспоминать о реальной войне было неприятно. Чтобы что-то записать или задокументировать про родных, даже мыслей не было. Когда я вошел в сознательный возраст и мог бы попытаться расспросить дедов, их уже не было в живых. Поэтому даже те скудные сведения, которые я нашел, взяты из официальных источников.

Очень жалко, что я не могу поговорить со своими дедами, расспросить их. Сам себе задаешь вопрос: «Почему тебе хотелось бы поговорить с ними? О чем бы ты поговорил с ними?» — и ощущаешь, что тобой движет не простое любопытство. Понимаешь, что тебе крайне интересно было бы узнать, что ими двигало, что они чувствовали. Задаешь себе следующий вопрос:  «Для чего это тебе надо»? И отвечаешь сам себе:  «В современной противоречивой и сложной социально-экономической, морально-психологической и духовной ситуации в России тебе нужна опора в жизни, нужен пример, на который необходимо равняться».

***

Я надеюсь, что ответы на мои вопросы можно будет найти, изучив биографию еще одного моего родственника, брата моей бабушки по материнской линии Горчилина Александра Михайловича. Сведений, о том, как он воевал больше, потому что они задокументированы.

За коротким официальным текстом грамоты Председателя Верховного совета СССР – «Герою Советского Союза Горчилину Александру Михайловичу. За успешное форсирование реки Днепр и расширение плацдарма на западном берегу реки Днепр и проявленную при этом отвагу и геройство Президиум Верховного Совета СССР своим Указом от 17 ноября 1943 года присвоил Вам звание Героя Советского Союза (№ 3666). М.И. Калинин», кроется короткая, но яркая боевая судьба.

Александр Михайлович родился 16 сентября 1925 года в селе Чесноковка Уфимского района Башкирии в крестьянской семье. Там же окончил семилетку и пошел работать свинарем на колхозную ферму. Из-за своего возраста, сколько бы он ни просился, на фронт его взяли только в январе 1943 года. Видно, достал он уже военкома, так как ему не было даже 18-ти лет. С мая он уже воевал на 3-м Украинском фронте в должности заместителя командира отделения 1-го мотострелкового батальона 69-й механизированной бригады (9-й механизированный корпус, 3-я гвардейская танковая армия).

Что же кроется за сухими строчками грамоты Героя? Наградной лист за №13072 повествует о следующем. Рядовой Горчилин А.М. в ночь на 21 сентября 1943 года одним из первых переправился на правый берег реки Днепр и вступил в бой, уничтожив из своего автомата до 15 солдат и офицеров противника.

22 сентября 1943 года первым ворвался в село Луковица Каневского района Черкасской области Украины. В ходе ожесточённого боя за занятый плацдарм огнём своего автомата он уничтожил до 30-ти солдат и офицеров противника. Личным примером, вдохновляя бойцов отделения на боевые подвиги, А.М. Горчилин в бою за высоту 214,9 первым ворвался в немецкие траншеи и в рукопашной схватке уничтожил 4-х немецких солдат. Со слов Александра Михайловича, он даже не задумывался о том, что он совершил что-то героическое. Да и командование вспомнило о нем, только когда окончились ожесточенные бои за Киев (наградной лист подписан 2.11.1943).

На момент принятия решения о присвоении звания Героя Советского союза Александр Михайлович уже оказался в госпитале и был награжден орденом Красной Звезды. Строки наградного листа ордена Красной звезды как всегда скупы: «В боях за н/с Григорьевка 25.09.1943 г. уничтожил 13 немецких солдат. 29.09.1943 года в боях за высоту 210.8 уничтожил 18 немецких солдат».

Можно гордиться или даже восхищаться им, говорить: «Награда заслуженно нашла своего героя». Маршал Жуков Г.К. писал: «Я много раз видел, как солдаты подымались в атаку. Это нелегко – подняться в рост, когда смертоносным металлом пронизан воздух. Но они подымались! А ведь многие из них едва узнали вкус жизни: 19-20 лет лучший возраст для человека – все впереди! А для них очень часто впереди был только немецкий блиндаж, извергавший пулеметный огонь». Я, конечно, горжусь, но мне кажется, будет лучше если мы разберемся, что двигало им и такими же, как они, молодыми людьми, в то время. Для этого обратимся к описанию последнего боя Горчилина А.М. за высоту 210.8. Немного запутанно, но этот бой описан в сборнике очерков о героях – «Славные сыны Башкирии». На тот момент Александра Михайловича назначили старшим группы пулеметчиков.

Весь текст пересказывать в нашем формате нет смысла, поэтому остановлюсь на основных моментах. «Наша пехота заняла высоту, закрепилась. Выполняя боевой приказ, пулеметный расчет Горчилина А.М. выдвинулся из наших боевых порядков для поддержки наступления пехоты. Занял выгодную позицию, открыл огонь по фашистам. Немцы ответили пулеметно-минометным шквалом. Очень уж пулемет Горчилина мешал немцам. На песчаных взгорках показались «тигры». За танками мельтешила пехота. Немцы, во чтобы-то не стало, решили отбить высоту обратно.

Танки пристрелялись по позиции пулеметчиков. Под шквальным огнем пришлось менять позицию. Один помощник остался лежать раненный. Разместились, развернулись и начали отсекать пехоту. И вдруг пулемет замолчал, ленту заело. На автомате, как учили, разобрал пулемет, протер все детали. Мины ложились все ближе, да и танки своими снарядами все еще искали его пулемет. Сбитыми пальцами собрал все обратно, думая только о том, чтобы не засыпало все землей, пока не собрал, но успел. Передернул затвор, и его пулемет снова заговорил. Атака немцев на время захлебнулась. Отступающих фашистов косил пулемет Горчилина.

Опять пришлось менять позицию. Погиб еще один подносчик патронов. Сильный Александр Михайлович, тяжелый труд в колхозе укрепил организм, один потащил на спине в гору пулемет. За ним поспевал последний помощник, нагруженный лентами. Но и он погиб, не добежав чуть-чуть до намеченной воронки.

Закрепившись на новом огневом рубеже, Горчилин А.М. открыл губительный фланговый огонь, отсекая немецкую пехоту. Пулемет «Максим» дымился, краска свисала с него лохмотьями, щит пулемета вогнулся от попаданий в него пуль. Закладывая новую ленту в пулемет, ненароком открылся, и тут же в левую руку попала пуля вражеского снайпера. Раздробленную руку пронзила боль, и он потерял сознание. Очнувшись, схватил пулемет правой рукой и пополз под, недалеко стоящий, подбитый танк. На правом боку дополз до танка, подтягивая за собой пулемет.

Он дополз, закрепился и начал стрелять по отходящим немцам. Вдруг взрыв и что-то сильно ударило в левый бок. Опять потерял сознание. Когда очнулся, увидел, что наступающая советская пехота прошла вперед мимо него. Превозмогая боль, пополз к своим, так и не выпустив из рук пулемет. К своему счастью он выполз на командный пункт своего батальона.

Его отправили в госпиталь, спасли жизнь. Правда, воевать ему больше не пришлось. Списан по здоровью, а парню было восемнадцать лет.

После демобилизации Александр Михайлович приехал в Уфу. Как настоящий фронтовик, он не афишировал себя, жил скромно. Сведений о его жизни и работе в республиканской печати не встречается. К сожалению, Александр Михайлович Горчилин умер за год до моего рождения 6 мая 1970 года. Имя Героя Советского Союза Горчилина Александра Михайловича присвоено средней общеобразовательной школе с. Чесноковка республики Башкортостан. Перед входом в школу установлен памятник. В честь него названа улица села, в котором он родился. А с недавних пор в селе появился хоккейный клуб с его именем, надеюсь, его имя будет помогать им, побеждать.

Читаешь строки очерка, наградных листов и представлений – и на глаза наворачиваются слезы. Это не слезы жалости, а слезы гордости, потому что, поставив себя на его место, пропускаешь всю историю через себя, и понимаешь, какие не человеческие усилия были приложены, какая боль была преодолена, сколько воли к победе было приложено.

Я не остановился на очерке о Горчилине А.М., я прочитал весь сборник, а потом и второй. К сожалению, удалось найти только два тома из пяти, но историй из этих двух томов хватило, чтобы понять, чему надо учить детей.

***

Если бы я просто ограничился историей своих предков, я бы мог написать: «Великая Отечественная война в истории России, в семье каждого россиянина оставила неизгладимый след», но я хочу, чтобы вы посмотрели на это под другим углом. Следы той войны, как окопы, в которых воевали мои деды, или воронки от снарядов, которые в них не попали, затянулись осыпавшейся землей, заросли травой и деревьями. Когда-то места боев называли ранами на теле земли, и сейчас эти раны, по истечении 75-ти лет, зарубцевались. Правда, одним эти рубцы не дают успокоиться, рана постоянно напоминает о себе, болит, кровоточит, возникает фантомная боль, и они ищут, ездят по местам боев, привлекают к этому молодежь. До сих пор находят останки бойцов той войны и новые свидетельства подвигов народа. А у других остался только рубец, который иногда напоминает о себе, когда его увидишь, или неправильно повернешься, или вспоминаешь в очередную дату, когда его получил.

Во время Великой Отечественной войны Героями Советского союза стали 11 038 человек, 285 из них уроженцы Республики Башкортостан, огромное количество фронтовиков награждены за свой героизм, а сколько человек осталось лежать в сырой земле перед тем «блиндажом». Кто они? В какой школе «супергероев» их учили? Почему они подымались в атаку, почему таранили самолеты и поезда противника, почему «ложились» на фашистские пулеметы? Только накрывших своим телом пулеметы и спасшим своих товарищей было около 400 человек. Может они были коммунистическими фанатиками? НЕТ, и еще раз НЕТ.

Читаешь сборники про героев – и видишь судьбы простых людей, которые встали на защиту своей родины из-за школьной парты и от школьной доски, с колхозного поля, из-за станка, а кто-то, оставив должность машиниста паровоза. Непростые судьбы уготовила война, простым людям и не удивляешься, что после войны Герои Советского союза: Пинский М.С. стал инженером по ТБ УНИ (сейчас УГНТУ), Валеев С.Ш. был работником хлебокомбината, Пашков А.Ф. инженером в Башкирском автохозяйстве, Примакин И.В. работал ведущим технологом завода геофизического оборудования г. Туймазы, Гилязетдинов Т.Б. руководил Бураевской школой, Шакиров У.Ш. бригадирствовал в колхозе «Урал», Хайдаршин Г.Х. работал колхозником в Янаульском районе. Если бы они жили сейчас, никто из них не требовал бы особых привилегий, не кичился своими наградами, не выставлял их на показ для «хайпа» или лайков в «Инсте».

Все они, выжившие и погибшие, выполняли свою задачу, они знали одно – «ТАК НАДО». Надо для страны, надо для народа, надо для семьи, надо для товарищей, которые воюют рядом. Надо терпеть тяготы и лишения, надо ложиться на амбразуру, как Александр Матросов и Минигали Губайдуллин, надо терпеть пытки и издевательства, как Зоя Космодемьянская. Ведь природа героизма проста. О ней еще в XVIII веке говорил философ Дэвид Юм: «Все, что мы называем героической доблестью и чем восхищаемся как величием и возвышенностью духа, есть не что иное, как спокойная и твердо обоснованная гордость и самоуважение…». Вот и Александр Горчилин мог бы ползти в тыл уже после первого ранения или лечь в воронке и ждать санитаров. Но у него в голове даже мысли такой не возникло, ведь НАДО ДРАТЬСЯ. А когда я прочитал, что он приполз на командный пункт с пулеметом в руке, сперва подумал ну болевой шок, состояние аффекта. Потом только до меня дошло, ведь оружие в бою бросать нельзя, такое требование, ТАК НАДО.

Такими же они были и в своих письмах с фронта, не жаловались, не ныли, а больше интересовались да подбадривали родных. А еще писали, не сомневаясь в победе, тем, кто будет жить после них: «Конечно, жаль умереть, но и, в тоже время, хочется умереть, если твоя смерть приблизит час победы, вы, мои родные, будете жить, замечательно, будете о нас петь замечательные песни и будете с гордо поднятой головой и будете говорить, что ваш родной сын, брат, дядя погиб честно в борьбе за родину, за освобождение». Им неважно было, выживут они или нет, поэтому писали: «Всегда помни о своем папе. Если вырастешь большая, то никогда не жалей своих сил для любимой Родины, которую завоевали твои деды и прадеды и за которую с лютой ненавистью дрался твой отец, не жалея ни сил, ни жизни своей. И если придется мне умереть, то помни, – моя смерть – это жизнь твоя, это жизнь нашей Родины.

***

Несколько лет назад, в рамках подготовки к очередному празднованию 9 Мая, я показал, на военной кафедре своим студентам фильм Михаила Рома «Обыкновенный фашизм». После просмотра фильма я был сильно удивлен и озадачен реакцией студентов военной кафедры: «А что, такое разве могло быть?» Я специально акцентировал внимание, что это студенты военной кафедры, так как, по определению, это лучшие представители молодежи, прошедшие отбор по успеваемости и морально мотивированные. Еще более я был ошарашен, когда на вопрос: «Кто сжигал деревни на Украине и в Белоруссии?», подразумевая фашистов и их пособников, получил ответ: «Наверное, красные, чтобы немцам не достались». Вот тогда я понял, что мы свернули по жизни «не туда».

Продолжая борьбу с этим явлением, мы в Институте военно-технического образования Уфимского ГАТУ (далее – ИВТО) организовали и ежегодно проводим Всероссийскую научно-практическую конференцию «Военно-патриотическое воспитание молодежи», где пытаемся исправить ситуацию и всеми имеющимися способами повысить патриотическое сознание молодежи. В рамках подготовки к конференции мы проводили исследования месте со студентами, анкетировали молодежь об их познаниях о Великой Отечественной войне, и результаты исследования очень расстроили. Молодые люди путаются в основных вопросах, не знают важнейших моментов войны, не могут назвать точную цифру погибших со стороны СССР.

Великий поэт А.С. Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». Эти мудрые слова как нельзя лучше характеризуют сегодняшнюю ситуацию в российском обществе: разделение общества на бедных и богатых, порождаемые этим социальные конфликты; правовой нигилизм; социальный эгоизм; культ обогащения; недоверие к внутренней и внешней политике государства. Тоже самое происходит и в сфере подмены идей и понятий о патриотизме. В толковом словаре Ефремовой Т.Ф. слово патриотизм обозначает «Любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины; высшее проявление человеческого духа». Большинство же современных словарей трактуют слово «Патриотизм» как «…осоз­нан­ная лю­бовь к ро­ди­не, сво­ему на­ро­ду, его тра­ди­ци­ям». То есть, жертвенность, подвиги уже не в чести, отвечать перед своим народом тоже не надо. А «человеческий дух» уже пережиток прошлого, достаточно «осознанно любить», ну, наверное, так же как некоторые больше любят водку, чем коньяк или песни народов севера или выйти утром из квартиры и пробежаться километров 10 для «бодрячка». Происходит «подмена понятий», ведь «…задача такой манипуляции заключается в том, чтобы увести суть проблемы от её реального обозначения». Исследования, проводимые в рамках НИРС, преподавателями и студентами нашего ИВТО подтвердили вышесказанное. Опрос студентов Военного учебного центра при Уральском Федеральном университете подтвердил результаты опроса в УГАТУ и показал, что патриотами считают себя большинство, но умереть за Родину могут не многие. Но их винить нельзя.

Мы сами во всем виноваты, ведь об этом говорил Василь Быков в 1985 г. Что касается памяти о Великой Отечественной войне, наше общество (руководство, народ, те же ветераны) по моему субъективному мнению свернуло не туда. День памяти и скорби – 22 июня 1941 г. и день Победы 9 мая у нас в стране, встали в ряд ежегодных праздников, таких как Новый год или 8 марта, со всеми сопутствующими атрибутами (кино, митинги, пафосные слова, радость со слезами на глазах). 22 июня поскорбили, 9 мая порадовались, галочку поставили, бюджет освоили, дальше обычные капиталистические будни. Молодежь видит не натуральность происходящего. Она не осознает суть, только знает, что 22 июня надо скорбеть, а 9 мая радоваться, потому что ТАК НАДО. Откуда придёт осознание любви к Отечеству, если в школе самую страшную войну и подвиг всего народа изучают в течение 5-ти часов? Откуда возникнет патриотизм, когда историю в школе изучают «галопом по Европе», когда в предмете «История» важны только даты и факты? Больше половины времени курса истории отводится на изучение фактов, которые не помогут «Родину любить» – например в течение семи часов изучается тема: «Запад в эпоху Просвещения». Министерство просвещения в своем стремлении объять необъятное делает «медвежью услугу» нашей молодежи, пытаясь приобщить ее к «европейским ценностям». В итоге этой скачки по вехам истории мы получаем молодежь, которая не знает вообще никакую историю.

***

Маршал Рокоссовский К.К. говорил: «Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о павших». Жаль, что наши руководители и историки не читали мемуаров Жукова Г.К., где он обращался как раз к ним: «Я хотел бы, чтобы эту книгу особенно внимательно прочли молодые люди. Мы, старшее поколение, хорошо знаем, что помогло нам выдержать натиск колоссальной силы. А молодым это надо еще постичь. …Порох, как говорится, должен быть постоянно сухим. И уже не мы, отдавшие все, что могли, в минувших сражениях, а новое, молодое поколение – вот надежда народа. Мое слово к вам, молодые люди: будьте всегда бдительны! День промедления в минувшей войне обошелся нам очень дорого. Теперь в случае кризиса счет может идти на секунды. …Наши дела придется продолжать молодым людям. Очень важно, чтобы они учились на наших просчетах и наших успехах. Наука побеждать – не простая наука. Но тот, кто учится, кто стремится к победе, кто борется за дело, в правоту которого верит, всегда победит».

У российского общества «короткая память», и от этого Россия всегда страдает, но еще не все потеряно, надо учиться уже на своих ошибках и просчетах. Надо перестать мыслить размытыми категориями. Надо перестать «наступать на те же грабли», когда российское общество начинает думать адекватно только перед лицом страшной опасности, и, чтобы спасти ситуацию, народу приходится «совершать чудеса героизма».

Историческая память – одна из столпов патриотизма в обществе. Еще академик Лихачев Д.С. говорил: «Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, «накопленной» культуры… Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – наше богатство».

В этом плане память о Великой Отечественной войне может иметь наиважнейшую роль. Примеры массового героизма и преодоления лишений бойцов на фронте, подвига тружеников тыла, полной самоотдачи всего народа на основе морально-психологического и духовного единства, интернационализма и взаимовыручки, эффективной организаторской работы политического и военного руководства страны, могут стать примером для формирования гражданского сознания современного российского общества, примером служения стране, истинного патриотизма. Если каждый гражданин России будет задавать себе вопрос: «Все ли я сделал сегодня, чтобы мои предки гордились мной? Достоин ли я памяти тех, кто отдал жизнь за то, чтобы я сегодня жил и работал?» Для того, чтобы это произошло нужно начинать с сохранения и сбережения памяти, с сохранения истории.

Чтобы война не повторилась, память о ней должна пронизывать все направления жизни общества. Память о войне должна идти от души.

 

 

А.А. Селуянов

ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет»

Ст. преподаватель военного учебного центра

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.