Контрольно счетная палата РБ назвала нарушения в обеспечении жильем инвалидов

В Республике Башкортостан остро стоит вопрос обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Государственным заказчиком и главным распорядителем средств, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, является Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре.

По сведениям из общего числа нуждающихся в улучшении жилищных условий, поставленных на учет социальную поддержку получили:

в 2017 году из 1508 человек – 46 (3%)
в 2018 году из 1626 человек – 77 (4,7 %)
в 2019 году из 1615 человек – 14 (0,8 %)

Проверкой зафиксированы самые длительные нахождения на учете:

— инвалид общего заболевания стоит на учете с января 1985 года;
— гражданин, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, имеет право на внеочередное получение жилья с 1987 года.

Наблюдается определенная «динамика» в предоставлении жилья с принятием судебных решений.

Анализ практики судебного оспаривания показал, что только по Уфе на 1 января 2018 года имелось 103 вступивших в законную силу судебных решения о предоставлении жилья гражданам (инвалидам), вставшим на учет после на 1 января 2005 и страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, то есть 35,6% от количества, вставших в Уфе на учет граждан.

На 1 января 2019 года таких судебных решений уже 112 (45%), на 20 августа – 109 судебных решений о предоставлении жилья данной категории граждан.

Согласно нормам действующего законодательства исполнение судебных решений производится в первоочередном порядке без учета очередности инвалидов по дате постановки на учет. Таким образом, не реализуются права инвалидов на своевременное обеспечение жильем, вставших на учет в более ранние сроки, и не обратившихся в суд.

Например, в Уфе в 2017-2018 годах все 22 переданные инвалидам квартиры предоставлены во исполнение судебных решений.

В ходе проверки установлены факты незаконного снятия в Уфе с учета 34 инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в жилых помещениях из-за изменения с 1 января 2018 года перечня заболеваний, дающих право на получение отдельного жилья и дополнительной площади.

К настоящему времени 8 граждан восстановлены на учете по судебным решениям. Контрольно-счетная палата внесла рекомендации по проведению ревизии снятых с учета граждан на территории всей республики.

Важно отметить, что специально созданный в республике для решения вопросов строительства социального жилья Фонд развития жилищного строительства соисполнителем государственной программы не определен. При этом именно Фонду в целях снижения стоимости одного квадратного метра жилья республикой безвозмездно предоставлены земельные участки общей площадью 49 тысяч 408 га.

Согласно представленной в ходе проверки информации за три года Фонд обеспечил строительство жилых помещений для 2 642 граждан, из их числа лишь 7% граждан являются инвалидами или семьями, членами которых являются дети-инвалиды.

Основными причинами увеличения количества обращений граждан в суды различных инстанций, по данным анализа, явились несовершенство положений действующего законодательства, нерешение вопросов обеспечения нуждающихся жилыми помещениями, несоблюдение хронологической очередности при предоставлении жилья.

Анализ, проведенный Контрольно-счетной палатой РБ выявил, что норма статьи 17 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части предоставления жилого помещения по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), не реализуется.

________________________

Ниже мы приводим анализ бюджетного процесса в РБ обеспечению жилищных прав инвалидов (внеочередников), страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, представленный Контрольно-счетной палатой Республики Башкортостан.

Общие итоги:

— в 2017 году из 1508 человек, стоящих на учете по всей республике, соцподдержку получили 46 граждан или 3%;
— в 2018 году из 1626 граждан право реализовали 77 человек или 4,7%;
— в 2019 году (на 01.08.2019) из 1615 граждан – 14 человек или 0,8% при выделенном финансировании на 230 человек.

В ходе экспертно-аналитическое мероприятия установлено:

В республике инвалиды в рамках учета нуждающихся в жилых помещениях разделены на 2 списка:

вставшие на учет до 1 января 2005 года – Список 1;
вставшие на учет после 1 января 2005 года – Список 2.

Планирование расходов по указанным спискам возложено на Госстрой РБ.

Условия льготы по Списку 1: 18 кв. м. Среднюю рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья по РБ утверждает Минстрой России. Средства (субвенция) федерального бюджета.
Условия льготы по Списку 2: 33 кв. м; средняя рыночная стоимость 1 кв. м в разрезе районов и городов утверждает Госстрой РБ. Средства (субвенции) республиканского бюджета.

СТАТИСТИКА:

Стоят на учете по Списку 1: (в том числе обладающие правом на внеочередное получение жилых помещений — страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний и проживающие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания):

на 01.01.2017 – 771 инв. и 63 семьи с детьми-инв. (в т.ч. 57 и 3 соответственно);
на 01.01.2018 – 690 инв. и 47 семей с детьми-инв. (в т.ч. 41 и 3 соответственно);
на 01.01.2019 – 655 инв. и 31 семья с детьми-инв. (в т.ч. 29 и 2 соответственно).

Mаксимальная длительность нахождения на учете:

— инвалид общего заболевания — почти 35 лет (с января 1985),
— страдающий тяжелой формой хронического заболевания, имеющий право на внеочередное получение жилья гражданин — 32 года (с 1987 г.)

Стоят на учете по Списку2 (в т.ч. граждане с внеочередным правом получения жилья):

на 01.01.2017 – 619 инв. и 55 семьи с детьми-инв. (в т.ч. 615 и 26 соответственно);
на 01.01.2018 – 796 инв. и 93 семей с детьми-инв. (в т.ч. 788 и 40 соответственно);
на 01.01.2019 – 822 инв. и 107 семья с детьми-инв. (в т.ч. 812 и 54 соответственно).

Законное право реализовано (в т.ч. вне очереди — по судебному решению):

31.12.2017 г. – 46 граждан: 26 чел. из Списка 1 и 20 чел. из Списка 2;
31.12.2018 г. – 77 граждан: 11 чел. из Списка 1 и 66 чел. из Списка 2;
31.08.2019 г. – 14 граждан: 6 чел. из Списка 1 и 8 чел. из Списка 2.

Уровень освоения федеральных средств (по Списку 1, осваивает Госстрой РБ):

в 2017 г. – 54,6% (28 346,4 тыс. руб. из 51 956,5 тыс. руб.);
в 2018 г. – 20,2% (4 071,2 тыс. руб. из 20 123,5 тыс. руб.);
в I полугодии 2019 г. – 12,3% (4 455,5 тыс. руб. из 36 252,8 тыс.руб.).

Одним из основных факторов при принятии решения в части определения размера финансирования является именно уровень освоения Республикой Башкортостан средств в предыдущие периоды.

Уровень освоения республиканских средств (по Списку 2, осваивают муниципальные образования):

в 2017 г. — 86,9 % (43,4 млн руб. из 50 млн руб.);
в 2018 г.- 73,1 % (73,1 млн руб. из 100 млн руб.);
в I полугодии 2019 г.0% (объем финансирования — 207,1 млн руб.)

СПИСОК 1: предоставление жилых помещений осуществляется, в основном, в рамках исполнения судебных решений. Очередность устанавливается по дате принятия таких решений, то есть без учета даты постановки на учет в качестве нуждающихся.

Именно дата постановки на учет определяет параметры льготы, на которую может рассчитывать инвалид. Гражданам из СПИСКА 1 предусмотрена возможность получения господдержки в виде приобретения жилья либо в виде единовременной денежной выплаты – «сертификата». Из 686 граждан, состоящих на учете, по состоянию на 01.01.2019 г. 250 человек или 36,4% выбрали форму поддержки «жилое помещение», так как они не имеют возможности вложения дополнительных средств, ввиду их отсутствия, в долевое строительство. Остальные граждане (63,6 %) выбрали господдержку в виде получения «сертификата».

Определено, что Госстроем РБ:

1) Ежегодно затягивается процедура закупок жилых помещений (нарушение п. 5.5 Методики 1), в том числе и в рамках исполнения судебных решений (до 84 дней);

Аукционы инициируются не ранее июля месяца и в большинстве случаев проводятся в конце года. Порядка 90% аукционов признаются несостоявшимися по причине отсутствуя заявок (в 2017 году из 79 аукционов 71 – не состоялся (89,9%), в 2018 году из 18 не состоялось 16 (88,9%);

2) Исключается возможность перераспределения федеральных средств. Освоение в пользу льготников, избравших форму поддержки «сертификат», федеральных средств невозможна ввиду затягивания сроков проведения закупок;

В 2017-2018 годах в федеральный бюджет возвращено неиспользованных субвенций в общем объеме 39 млн. 662,5 тыс. рублей или 55 % от общего объема выделенных средств. Фактически социальная поддержка оказана 37 гражданам. При своевременном перераспределении это количество могло быть увеличено в три раза, а это еще 58 инвалидов.

3) Не обеспечивается освоение федеральных средств в полном объеме (в 2017 г. – 54,6% ; в 2018 г. – 20,2% ; в I полугодии 2019 г. – 12,3%);

4) Принимаются и оплачиваются жилые помещения без проведения экспертизы (по 5 заключенным госконтрактам экспертиза проведена после заключения контрактов);

5) Не исполняются решения суда.

К примеру, в нарушение п. 3 статьи 242.2 БК РФ решение Сибайского городского суда РБ от 13.12.2016 по делу № 2-1673/2016, подтвержденное Апелляционным определением Верховного суда РБ от 26.07.2018 по делу № 33-18860/2018 года о предоставлении инвалиду, страдающему тяжелой формой хронического заболевания отдельного жилого помещения площадью не менее 36 кв. м, Госстроем РБ 24.11.2018 г. была размещена закупка жилого помещения площадью не менее 18 кв. м и заключен контракт на приобретение жилого помещения общей площадью 28,7 кв. м. В результате заключенный в конце года государственный контракт расторгнут по инициативе льготника, инвалид остался без жилья, средства не освоены.

Методикой 1 (Порядком предоставления соцподдержки в РБ, федеральные средства) не установлены:

— конкретные сроки утверждения Республиканского списка нуждающихся в жилых помещениях;

— временные периоды уточнения органами местного самоуправления сведений о гражданах, которым жилые помещения планируется предоставить в текущем году;

— сроки размещения государственных заказов на строительство (приобретение) жилых помещений;

— региональный орган исполнительной власти, ответственный за ведение Республиканского списка нуждающихся в жилых помещениях;

— полномочия Госстроя РБ по контролю за деятельностью Государственного казенного учреждения Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан (далее – ГКУ Управление по реализации жилищных программ РБ) в рамках обеспечения эффективного и целевого использования федеральных средств очередного года.

По Списку 2 Госстроем РБ:

— Не обеспечивается своевременное оперативное доведение средств до муниципалитетов РБ.

Соглашения о предоставлении субвенций из бюджета Республики Башкортостан бюджетам муниципальных районов и городских округов (далее – Соглашения) на протяжении 3-х лет заключаются в конце I полугодия: в 2017 году – с 31 мая по 18 июля; в 2018 году – с 25 апреля по 18 июня 2018 года; в 2019 году – с 24 мая по 2 июля 2019 года.

В результате фактическое финансирование полномочий обеспечивается Госстроем РБ во втором полугодии, то есть сроки реализации делегированных муниципалитетам полномочий сокращаются практически в два раза. С учетом установленных процедурных сроков проведения закупок, возможность проведения повторных результативных аукционов резко снижается.

— Ежегодно затягивается процедура закупок жилых помещений.

— Не обеспечивается надлежащий контроль за исполнением переданных МО и ГО полномочий.

1) свод данных по отчетам об осуществлении расходов бюджетов муниципальных образований и актам о целевом и эффективном использовании средств бюджета РБ Госстроем РБ не осуществлялся. Протоколы совещаний не представлены, в связи чем, не представляется возможным проанализировать результаты рассмотрения (принятие или непринятие) отчетов, проверить наличие выданных поручений и сроки их исполнения ответственным исполнителям либо отсутствие таковых;

2) установлено представление Администрацией муниципального района Салаватский район в 2018 году недостоверной отчетности с завышенными показателями, подтверждающими выполнение показателя результативности, о жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма инвалидам, вставшим на учет после 01.01.2005 г;

3) зафиксировано нарушение ст. 140 БК РФ, п.4 ч.2 ст.4 и ст.9 Закона Республики Башкортостан от 28.12.2005 № 260-з, в части необеспечения Госстроем РБ сбора отчетов должностных лиц местного самоуправления за I квартал и I полугодие в 2017-2018 годах в связи с затягиванием процесса заключения соглашений о предоставлении субвенций;

Госпрограмма отсутствует задача по обеспечению предоставления жилых помещений нуждающимся категориям граждан. Не установлены целевые индикаторы для определения эффективности реализации соответствующих полномочий.

Справочно:

1) При наличии финансирования из федерального бюджета в течение 3-х последних лет по мероприятию 3.1.6. «Предоставление жилья отдельным категориям граждан путем приобретения (строительства) жилого помещения», значения показателя непосредственного результата эффективности его реализации «Численность отдельных категорий граждан, подлежащих обеспечению жильем в форме приобретения (строительства) жилого помещения» также не устанавливались;

2) Показатель результативности использования субвенций «Количество инвалидов, обеспеченных жилыми помещениями, в муниципальных районах и городских округах Республики Башкортостан», установленный п.1.4 Соглашений о предоставлении субвенции из бюджета Республики Башкортостан бюджетам муниципальных районов (городских округов) РБ на осуществление вышеуказанных полномочий, в гос. программе не отражен.

Установленные госпрограммой показатели при наличии финансирования не отражают реальную ситуацию, а в отдельных случаях даже не имеют плановых значений

Справочно:

1) установлен показатель «Численность инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вставших на учет после 1 января 2005 года и страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, люди» с плановым значением на 2018 год — 85, на 2019 – 41, в то время как согласно утвержденному списку нуждающихся их количество по республике составляло на 01.01.2018 – 828 человек и на 01.01.2019 – 866;

2) по итогам 2018 года при освоении федеральных средств лишь на 20,2% исполнение индикатора «Доля инвалидов и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, подлежащих обеспечению жильем, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и улучшивших их в текущем году, в общем числе нуждающихся граждан данных категорий» согласно представленному отчету при фактическом значении в 3,8% определено как достигнутое и перевыполненное, в отчете за I полугодие 2019 года данный показатель отсутствует);

— Необъективна проводимая оценка эффективности реализации деятельности по исполнению законных прав инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, а проведение достоверной оценки невозможно;

— у Госстроя РБ отсутствует мотивация для повышения эффективности проводимых в данном направлении работ, изыскания резервов, введения дополнительных методов и механизмов решения вопроса в целях обеспечения полного освоения средств, выделяемых из федерального и республиканского бюджетов.

МЕТОДИКА2

Отдельные положения Методики расчета потребности республиканского финансирования (далее – Методика 2) грубо нарушают законные права граждан.

1) Руководствуясь Методикой 2, в течение двух лет подряд в республике не представлялись субвенции для обеспечения граждан жилыми помещениями 12-ти муниципальных районов и одного городского округа (20,6% от общего числа МО). Таким образом, муниципальные образования Абзелиловского, Белорецкого, Бурзянского, Зилаирского, Кармаскалинского, Кигинского, Краснокамского, Кушнаренковского, Мелеузовского, Стерлитамакского, Федоровского, Шаранского районов и городского округа г. Агидель не имели возможность реализовать законные права своих граждан;

2) Положения действующей Методики 2 (приложение 11 к Закону № 260-з) формируют риски системного нарушения прав инвалидов тех муниципальных районов, где численность нуждающихся в жилье инвалидов составляет менее 5 человек (проверкой установлено: формула расчета с применением метода округления не работает в отношении МО с минимальным количеством инвалидов);

3) В нарушение ч.1 ст.57 ЖК РФ при ежегодном распределении субвенций из бюджета Республики Башкортостан между муниципальными районами и городскими округами не принималась во внимание хронологическая очередность постановки на учет инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Выявлен факт незаконного снятия с учета 34 инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, ввиду изменения с 1 января 2018 года перечней заболеваний, дающих право на получение отдельного жилья и дополнительной площади (нарушение ст.4 ГК РФ, ч.1 ст.6 ЖК РФ).

Справочно: к настоящему времени 8 граждан восстановлены на учете по судебным решениям.

Отдельное внимание в ходе проверке уделено деятельности некоммерческой организации «Фонд развития жилищного строительства Республики Башкортостан».

Специально созданный в республике для решения вопросов строительства социального жилья Фонд развития жилищного строительства соисполнителем названной государственной программы не определен.

При этом именно Фонду в целях снижения стоимости одного квадратного метра жилья республика безвозмездно предоставила земельные участки общей площадью 49 тысяч 408 га.

Только на территории Уфы в настоящее время действуют 52 договора аренды с Фондом на безвозмездное пользование земельными участками общей площадью 36 га с кадастровой стоимостью 5 млрд. 274 млн. рублей.

Анализ приобретенного для инвалидов нового жилья показывает, что это социальное жилье, построенное Фондом развития жилищного строительства. При установленной в республике предельной стоимости одного квадратного метра в размере 41 255 рублей, средняя рыночная стоимость 1 кв.м. жилья на первичном рынке согласно официальной статистической информации в 1,5 раза выше указанной стоимости.

Не являясь в настоящее время участником реализации соответствующих полномочий, Фонд развития жилищного строительства самостоятельно принимает решение об участии либо неучастии в торгах.

Только в текущем году Управлением капитального строительства Администрации ГО г. Уфа РБ дважды объявлялись электронные аукционы по приобретению 26 жилых помещений с начальной (максимальной) ценой контракта 35 396,79 тыс. рублей с учетом установленной для г. Уфы приказом Госстроем РБ стоимости 1 кв. м в размере 41 255 рублей. Фонд развития жилищного строительства в качестве участника в указанных торгах не заявлялся, и, как результат, торги признаны несостоявшимися, деньги не освоены.

За три года Фонд развития жилищного строительства обеспечил строительство жилых помещений для 2 642 граждан, из их числа лишь 7% граждан являются инвалидами или семьями, с детьми-инвалидами.

Справочно: к ним относятся как нуждающиеся (Список 2), так и не нуждающиеся граждане-инвалиды (174 квартиры);

2) для граждан, вставших на учет до 01.01.2005 г. (Список 1), Фондом строительство и предоставление жилья совсем не осуществлялось.

Госстроем РБ, как учредителем, меры по усилению роли Фонда в решении вопроса обеспечения жильем инвалидов и семей с детьми-инвалидами, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, не предпринимаются.

 

Информация предоставлена изданию «Ветеран Башкортостана» Контрольно-счетной палатой Республики Башкортостан.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.