О них писал Геродот. О башкирском роде УПЕЙ

Упей — древнейшее родовое подразделение, один из 49 башкирских родов. Результаты последних научных исследований позволяют предположить, что предками упейцев были исседоны, упомянутые Геродотом в Vвеке до нашей эры. Ранее существовала названная по наименованию рода Упейская волость.

О происхождении башкир-упейцев

Происхождение племени Упей историки издавна связывали с финно-уграми, которые потом были тюркизированы в древнебашкирской среде. Такая версия превалировала до появления генетических исследований. Так экспедициями научных коллективов Медико-генетического научного центра РАМН и Института гуманитарных исследований РБ в 2013-2016 г. были получены образцы представителей рода Упей. Генотипирование этих образцов в лабораториях Медико-генетического научного центра РАМН, компаний Family Tree DNA (Хьюстон, США) и YSEQ (Берлин, Германия) показали принадлежность представителей рода к гаплогруппе G2a1-P18. Эта гаплогруппа с большой частотой встречается на Северном Кавказе, в большей степени у осетин (до 70%). Судя по распространению разных субкладов, гаплогруппа G2a1-P18 возникла на территории Ирана и одна из линий уходит на север к Приаралью, а далее на Северный Кавказ.

Более точное субтипирование показало принадлежность упейцев к генетической линии G2a1-FGC1159. Эта линия встречается у балкарцев и осетин, а также у жителей д.Мустафино Бакалинского района РБ из башкирского рода Юрми. Наиболее близкими к упейцам оказались балкарцы.

Исходя из гипотезы, что представители гаплогруппы G2a1-P18 мигрировали с территории Ирана через Приаралье и далее на Северный Кавказ, можно предположить, что упейцы являются потомками одного из ираноязычных племен, обитавших на Южном Урале и Западной Сибири во второй половине I тыс. до н. э. По сведениям Геродота в районе Уральских гор обитали исседоны, которых он относил к скифским племенам. Согласно А.Херману, исседоны первоначально жили в районе р.Исеть, притока Тобола. Вернадский Г.В. добавляет, что «само имя народа должно быть связано с рекой». Известный археолог Клейн Л.С. отмечает, что «по точному смыслу известий Геродота, исседоны должны находиться между Уральскими горами, массагетами и аримаспами, то есть в степях от р.Урала до бассейнов рек Исети, Тобола и Ишима. …Если исседоны оставались там и в послегеродотовское время, то именно исседоны должны считаться предками аорсов и, быть может, также аланов (будущих ясов — осетин)». Даже не принимая во внимание сходство имени исседонов и осетин, можно найти немало свидетельств связи между этими народами. Таким образом, вполне возможно происхождение упейцев от упомянутого Геродотом и другими древними историками и географами племени исседонов и дальнее родство их с осетинами и аланами, которые считаются предками предыдущих. Учитывая близость упейцев к балкарцам, можно предположить, что предки балкарцев пришли на Кавказ уже в составе тюркских племен и таким образом, вполне вероятно, что и упейцы прибыли на северо-восток Башкортостана уже как тюрки и разделились с предками балкарцев южнее, скорее всего, в Южном Зауралье.

Следует отметить, что к сарматам-аланам восходит значительная часть родов башкирского народа. Для окончательного вывода о происхождения башкир рода Упей необходимы дополнительные исследования.

Заселение вотчины упейцев

Когда началось промышленное освоение Урала, вотчинные земли башкир-упейцев, особенно находящиеся сегодня на территории Свердловской области РФ, довольно рано стали объектом заводской и крестьянской колонизации. Многие упейские земли незаконно изымались. Например, на земле упейцев был построен Михайловский завод (ныне г.Михайловск Свердловской области). Администрацией горнозаводского ведомства на земли выдавливаемых из своих вотчин башкир активно заселялись приписанными к заводу крестьяне (либо путем покупки земли у вотчинников, либо открытой поддержкой заводских крестьян в их земельных конфликтах с башкирами). В то же время возможности ответного проникновения башкир на заводские земли были закрыты. Так упейцы потеряли большинство своих земель и тем самым утратили компактность расселения. Они стали жить отдельными группами среди пришлого населения, которое впоследствии стало составлять большинство.

В результате перекраивания границ земли упейских башкир оказались территориально в разных уездах Уфимской и Пермской губерний, а позже в составе разных субъектов России. Сегодня упейцы проживают в Свердловской и Челябинской областях РФ и в Мечетлинском районе Башкортостана. По VII ревизии 1816 г. башкир-вотчинников Упейской волости насчитывалось 419 душ мужского пола, по X ревизии 1859 г. — 840 душ. Припущенников на их вотчине было соответственно 99 и 319. По Генеральному межеванию вотчинникам принадлежало всего 93736 десятин земли.

«Упей» и «Уфа»

Есть разные версии по поводу происхождения названия рода Упей. В частности, историк Кузеев Р.Г. выводит его из балтийских языков, на которых upe (упе) значит «река». В то же время констатируется, что названия племени упей и названия города и реки Уфа имеют один корень (ср. Уфа-Өфө→Өпө→Өпәй; Уфалей-Өпәле)». В пользу данной точки зрения может говорить то, что в русских документах Упейская волость иногда именуется Уфейской. Кроме того, кунгурский бургомистр Юхнев, побывавший в 1725 г. с разведывательной целью в Башкирии, фиксирует на Сибирской дороге некую Уфимскую волость, но умалчивает об Упейской. Стало быть, это одно и то же.

Расселение башкир рода Упей в Мечетлинском районе Башкортостана

Северо-восточный уголок современного Мечетлинского района — вотчина упейских башкир. Здесь они компактно проживают у р.Суя в деревнях Ишалино, Такино иТеляшево, относящихся к Ростовскому сельсовету. Все эти поселения возникли после 1740 г.

д.Ишалино (Ишале, Казаир) названо от имени первопоселенца Ишалы. В 1811 г. в Ишалино было 16 дворов и 48 мужчин, в 1834 г. — 57 чел., в 1859 г. — 157, в 1920 г. — 368. Отсюда родом известный поэт, импровизатор, сэсэн и фольклорист Рашит Ахтари.

По д.Такино (Такана, Таке) мало выявленных источников, особенно по раннему периоду их истории. В 1834 г. там был 91 чел. В 1859 г. — 25 дворов и 154 башкира. В 1920 г. — 75 дворов и 418 башкир. Название деревни происходит от антропонима, но основатель не зафиксирован в выявленных источниках.

д.Теляш (Теляшево, Тляшева) возникла после подавления восстания 1735-1740 гг. и названа по имени первопоселенца Теляша. В 1834 г. в деревне было 171 чел., в 1859 г. — 35 дворов и 236 чел., в 1920 г. — 512 башкир. Известным выходцем из д.Теляшево является математик, доктор технических наук, профессор Тухватов Миндигали Бадретдинович — крупный специалист в прикладной математике, до 81-летнего возраста преподававший в Башкирском государственном аграрном университете.

Ревизия населения 1834 г. взяла на учет еще одну деревню башкир-вотчинников Упейской волости — Кадырымбет. Но сейчас такого поселения в районе уже нет.

Расселение башкир рода Упей в Свердловской и Челябинской областях

Села упейских башкир — Шакур (Шокурово) и Акбаш находятся в долине р.Уфа в Нижнесергинском районе Свердловской области. В прошлом они находились в составе 5-й юрты II башкирского кантона. В д.Шокурово в начале марта 1773 г. побывал академик Паллас П.С. О Шокурово он написал так: «Щастливые башкирцы имеют в сей стране великое земледелие и водят пчел, довольно скота и дичиною в около лежащих горных дремущих лесах весьма изобилуются. Охота на куниц, оленей…». Советская перепись 1920 г. учла в Шакур 279 дворов с 1544 жителями-башкирами.

В д.Акбаш в 1834 г. в 20 дворах проживало 106 башкир, в 1850 г. в 19 дворах — 157, в 1859 г. в 27 дворах — 238 чел. Все — вотчинники Упейской волости, имевшие собственные общинные земли. Жители Акбашево и Шокурово постоянно жили в своих деревнях, не выезжая на кочевку. Однако в Советской переписи 1920 г. все жители д.Акбаш записаны уже татарами, что естественно не соответствует их этническому происхождению.

Выше по течению р.Уфа на территории Нязепетровского района Челябинской области расположена еще одна деревня упейских башкир — Арслан (Арсланово), которая находится в 12 км от Белокатайского района РБ и примерно на таком же расстоянии от границы Свердловской области.

По подсчётам ученых-исследователей современная численность башкир-упейцев составляет около 5,5 тыс. чел.

Важнейшие моменты прошлого башкир рода Упей, вопросы их диалекта и этнической идентичности, сведения по истории сел и деревень —  обо всем этом подробно рассказывается в XVIIIтоме «Истории башкирских родов». Книга выпущена Центром изучения исторического наследия Башкортостана «Шежере» под руководством историка Салавата Хамидуллина при финансовой поддержке Благотворительного фонда «УРАЛ».

Используя издания «Истории башкирских родов» Вы можете найти своих родственников, учтенных в ревизских сказках, переписях населения и других списках. Электронная версия доступна на сайте https://bashkirica.com. Для приобретения бумажной версии обратиться по телефону: 8-917-351-23-43.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.