«СоДействию» — 10 лет. Фонд «УРАЛ» помогает детям с особенностями развития
Театральное искусство — одно из направлений работы с особенными детьми. Фонд «УРАЛ» продолжает помогать детям с особенностями развития.
Основную часть жизни особенные дети проводят в четырех стенах. Для того чтобы эту ситуацию изменить, пять лет назад общественная организация «СоДействие» создала инклюзивную театральную студию для детей с особенностями психического развития. На спектакле «Без маски», премьера которого недавно прошла в Башкирском государственном театре оперы и балета, особенным ребятам зал рукоплескал стоя. Анастасия Ширина рассказывает, как это было.
Кто такие аутисты и люди с синдромом Дауна? Не каждый может дать внятный ответ: «Это диагноз такой, вроде…», «Они сами в себе, да?», «Больные, отчужденные от общества». Такие дети и взрослые – «инопланетяне» в сознании окружающих. В лучшем случае к ним относятся с непониманием, в худшем – с неприятием. По этой причине большую часть жизни они проводят дома, в четырех стенах. Создавая инклюзивную театральную студию, региональная общественная организация родителей детей с инвалидностью «СоДействие» хотела дать шанс творческим ребятам проявить себя, почувствовать вкус жизни. Ведь, хотя им сложно влиться в общество и понять нас со всеми нашими заморочками, многие из них способны удивить вас на сцене. Они двигаются по-своему, думают и существуют иначе. Играют искреннее многих, поскольку не умеют дистанцироваться от персонажа.
В мире это уже давно поняли: профессиональные и полупрофессиональные театральные коллективы, в труппах которых есть такие актеры, исчисляются десятками. В России несколько лет назад «солнечные люди» тоже вышли на свет, то есть на сцену. В конце девяностых – начале двухтысячных это были московские творческие студии «Круг» и «Круг II». Успех этих студий вдохновил «СоДействие» на развитие театрального направления.
– Пять лет назад, когда мы, вдохновившись примером студии «Круг II», собрали группу, было непросто, – вспоминает руководитель уфимской студии Оксана Аблязова. – У работы с такими детьми есть свои особенности. Им тяжело завязать общение, они больше уходят в себя, с трудом переключаются с одного действия на другое. Несмотря на это, творческие способности у них точно такие же, как и у обычного человека, и они могут быть хорошими актерами. Для этого необходимо много работать. Иначе, увы, никак не получится их раскрыть. То, что вы сегодня увидите, – результат работы нескольких специалистов. Хотя наши ребята уже участвовали в перформансах Андрея Афонина, художественного руководителя театра-студии «Круг II» (он является куратором студии), я все равно волнуюсь. Это наш первый спектакль, поэтому на мне лежит большая ответственность. Ребята доверились нам, и мы очень хотим это доверие оправдать.
Волнуется не только руководитель, актеры тоже взволнованы, но демонстрируют это по-разному. Кто-то то и дело посматривает в сторону проникших за кулисы журналистов – на новый элемент, выбивающийся из привычной системы, а кому-то перед выступлением необходимо побыть наедине с самим собой.
– Что ты грустишь, Лев? — заботливо спрашивают парня, не позволяя ему закрыться в ракушке своего внутреннего мира.
Оксана Евгеньевна – психолог, благодаря этому в театре выстраивается полноценный творческий процесс и спектакли не оказываются на грани срыва. Она тонко отслеживает реакции ребят: рады они или не очень, устали ли, подходит ли момент для того, чтобы их разговорить.
– Я их знаю уже несколько лет, – рассказывает руководитель студии. – Знаю их характеры, привычки. Это сложившиеся группы. Мы, конечно, принимаем всех желающих, но для того, чтобы ребенок чувствовал себя свободно на сцене, нужно провести большую подготовительную работу — у многих из них различные множественные нарушения.
Новичков нелегко включить в творческий процесс, но всегда можно добиться успеха, если есть терпение и желание. Особенным детям нельзя сразу давать сложные упражнения – сначала нужно раскрепостить их через игру. Перед серьезным творческим заданием работают над телом и голосом, используют фольклорные игры и танцы, поют, играют на инструментах, учат пантомиме и импровизации. При центре пока работают только две театральных группы, младшая – с 11 лет и старшая – с 14. Но, со слов Оксаны Евгеньевны, в перспективе должна появиться еще одна, ведь они планируют расширяться, привлекать музыкантов и хореографов, создавать собственные мастерские.
– Главная наша задача – помочь ребятам адаптироваться, – отмечает режиссер и сценарист спектакля Айгуль Атаева. – Иногда им нужно больше объяснять, показывать, но результат меня просто поражает. Они делают успехи, мы видим заинтересованность, желание заниматься дальше. Для многих студия стала почти что вторым домом. Здесь после вынужденного уединения для них расширяются рамки привычного мира, появляется возможность общаться, дружить, заниматься любимым делом.
Александра Урванцева, играющая в спектакле ключевую роль, действительно была бы не против разбить за кулисами палатку, только бы никуда не уходить и репетировать день и ночь. Пока я беседую с ее мамой, она смотрит на дочь: говорит, девушка преобразилась за то время, что ходит в театр. Сцена для нее – всё.
– Сначала было тяжело принять диагноз Сашеньки, но я никогда не прятала своего ребенка, – говорит Наталья Юрьевна. – Наоборот использовала каждую возможность, чтобы показать ей мир, научить чему-то новому.
У Саши синдром Дауна, но благодаря любви семьи, её заботе и терпению она может все: и похлопотать по дому, и внести посильный вклад в семейный бюджет – делает мыло и бомбочки для ванн, с творчеством у нее тоже порядок. С детства девочка ходит то в модельные школы, то в театральные студии. Она занималась в студии Константина Хабенского «Оперение»: там существует группа для детей с инвалидностью. В театральной студии «СоДействия» она с самого начала. По словам мамы Саши, за время существования группы ребята повзрослели, стали по-другому размышлять, стали более собранными, организованными. Им стало проще выражать свои эмоции.
– Можно вас обнять, пожалуйста, – говорит Саша нашему фотографу. Он ей, несомненно, нравится. Как оказалось, нежная девушка с открытым лицом и трогательными кудряшками любит мотоциклы, косухи и рок. Брейды и черепа – всё это просто обожает.
У Саши много разных увлечений. Помимо музыки она интересуется дизайном платьев. Нарисованные девушкой наряды удивляют оригинальностью даже мать, профессиональную портниху. «Театр мод» Башкирского педагогического университета взялся отшить модели по этим эскизам и организовать показ. А сейчас у нее новое хобби – она выкладывает технически непростые, но очень красивые алмазные мозаики. Девушка – ходячая батарейка. Глаза горят, она хочет попробовать себя во всем, ведь вокруг происходит столько всего интересного.
– Жизнь с особенным ребенком нужно выстроить так, чтобы он был счастлив. Для этого его нужно научить самостоятельности, помочь получить образование и профессию. Наши дети имеют право на хорошую жизнь, на создание семьи. Я очень рада, что сейчас появились проекты, позволяющие им самореализоваться.
Занимаясь в театральной студии, ребята обретают ценный опыт. Они приспосабливаются к новым условиям, учатся дружить и общаться с людьми. Здесь им помогают раскрыть свой потенциал, обрести уверенность и научиться по-новому оценивать собственные возможности и навыки. Их родители получают возможность общаться между собой, находить понимание и поддержку, радоваться успехам. «Наверное, это самое важное и ценное – знать, что мы вместе», – приветствуют гостей со сцены сотрудники Центра семьи и детства «Мы вместе».
Гости наряженные, веселые и счастливые. Большая часть из них – семьи с детьми-инвалидами. Такие люди с большим трепетом ждут постановки. На сцене минимализм. От игры актеров ничего не должно отвлекать. На час они приглашают зрителя на свою особую планету, где непохожим на других быть не страшно.
– В спектакле говорится о том, что порой нам необходимо снимать маски. «Солнечные дети» ощущают жизнь в полной мере. У них все эмоции налицо, они ничего не прячут. Любят – значит любят. Сожалеют – значит сожалеют искренне, – говорит Айгуль Атаева. – Если мы все снимем маски, быть может, станем более лояльными, более осознанными и открытыми. Есть особые дети, другие, они отличаются от нас, но этого не нужно бояться. Они учат нас любить, учат самой обыкновенной, простой любви.
Премьера спектакля стала не единственным событием в тот день. Свои юбилеи отмечали общественная организация «СоДействие» – в этом году ей исполнилось 10 лет и Центр семьи и детства «Мы вместе», который уже 5 лет создает условия для гармоничного развития детей с особенностями развития.
Ведущие поблагодарили волонтеров и родителей детишек за активное участие в организации и проведении многих социально значимых мероприятий и позвали на сцену людей, которые многие годы финансово поддерживают программу помощи детям с ограниченными возможностями – представителей благотворительных фондов, бизнес-компаний, частных меценатов.
С речью выступил представитель Благотворительного фонда «УРАЛ»:
— Благотворительный фонд «УРАЛ», который возглавляет первый Президент Башкортостана Муртаза Рахимов, много лет поддерживает организацию «СоДействие». Она делает важную работу – помогает сохранить и укрепить семьи, в которых есть особенные дети. Мы желаем, чтобы ваша организация развивалась и процветала, чтобы больше добра было в нашем обществе.
СПРАВКА
Благотворительный фонд «УРАЛ» профинансировал основную часть расходов строительства Центра семьи и детства «Мы вместе», выделив 4 млн. 223 тыс. руб. В 2016 году в рамках проекта по развитию ранней помощи в Башкортостане фондом «УРАЛ» было выделено 720 тыс. руб., благодаря которым в работу Центра внедрили современные технологии ранней помощи, а 25 специалистов прошли годовое обучение в Институте раннего вмешательства, чтобы оказывать эффективную психолого-педагогическую помощь детям с различными нарушениями развития. Сегодня фонд продолжает поддерживать «СоДействие».
Материал подготовила Анастасия Ширина.
ТЕКСТ И ФОТО БФУРАЛ.РФ.