Ветераны Уфы побывали в башкирской кругосветке и посвятили поход столетию республики

По плану комиссии по культуре, спорту и туризму Уфимского городского совета ветеранов с 13 по 18 марта 2019 года туристы турклуба «Каскад» в рамках проекта Русского географического общества «Башкирская кругосветка -2019» совершила спортивный автопоход второй категории сложности.

Основная цель данного похода – посещение крайних географических точек нашей республики, а также её центра и точки, где пересекаются 55-я параллель с 55-м меридианом.

Данный проект существует второй год, но никто до нас не посещал все эти точки за один поход. Наш девиз: «Если быть – то быть первым». Свой поход мы посвятили 100-летию Республики Башкортостан и поэтому дополнительно было запланировано посещение всех трёх столиц республики: Уфы, Стерлитамака и села Темясово.

Кроме этого, в планах похода была запланирована встреча с туристским активом города Сибая и посещение горнолыжных центров по всему маршруту. Укрепление дружеских и родственных связей также входило в наши планы.

13 марта с утра посетили республиканский краеведческий музей и в 14-00 под флагом нашей республики официально стартовали от телецентра. Через поселок Архангельский вышли в район села Зириково, где находится географический центр нашей республики. От трассы до него 400 метров прошли на лыжах. Дальше, через Красноусольск, отправились в Стерлитамак, где посетили краеведческий музей и заночевали у родственников руководителя.

Ночью сильно мело, и на оренбургской трассе образовался сплошной снежный накат, что создало большие трудности для большегрузов и общего движения. В районе посёлка Ира ушли с трассы по направлению на Мраково и затем на юг в Зианчуринский район.

От райцентра села Исянгулово поехали через Оренбургскую область к крайней южной точке, находящейся в районе деревни Кужанак. Это самая ближняя к трассе точка и найти её не составляло большого труда.

Дальнейший наш путь лежал через город Кувандык на Акъяр и Сибай. Но в Кувандыке у местных жителей узнали, что дороги напрямую не чищены, и нам пришлось продлить наш маршрут через города Орск и Гай. Было трудно, но, тем не менее, на встречу с туристами Сибая мы успели и вручили им заслуженные награды за участие в чемпионате по спортивному туризму по итогам 2018 года. Ночевали в гостинице «Алтынай».

На следующий день через Баймак вышли на село Темясово – первую столицу нашей республики, где посетили местный краеведческий музей. Затем через село Аскарово вышли на горнолыжный центр Банное, где покатались на горных лыжах. Был сильный ветер, который на вершине горы буквально валил с ног.

Здесь, в Абзелиловском районе, на трассах в некоторых местах был гололёд, и мы видели последствия аварий, когда машины выкидывало в кювет. В Белорецк прибыли уже вечером и заночевали у родственников. Ранним морозным утром отправились в дальнейший путь на Учалы.

Была суббота, и краеведческий музей не работал. Мы засвидетельствовали своё пребывание в городе у местных достопримечательностей и отправились на поиск восточной точки. Она находится метрах в 600-х от трассы в районе железнодорожной станции Устиново. С трассы знак видно, и мы опять на лыжах добрались до него.

Следующей целью было посещение горнолыжного центра «Солнечная долина» в районе города Миасс Челябинской области, где мы также покатались на горных лыжах. Затем через город Сатка выехали по направлению в село Месягутово, где нас уже ждала баня опять же у родственников руководителя.

Утром планировалось через Караидель двигаться в направлении города Янаул, но из-за ранней весны ледовая переправа через реку Уфа была закрыта, и нам пришлось двигаться по запасному маршруту через Свердловскую область и Пермский край. Музей в Янауле тоже был закрыт, и мы через станцию Амзя отправились на поиски самой северной точки нашего маршрута.

35 километров через лес по лесовозной дороге, где разъехаться с встречной машиной было проблематично, запомнятся нам надолго. Дорога чистилась до развилки на г. Чайковский, и дальше до знака нам пришлось идти пешком. Знак расположен в 20 метрах от дороги, рядом установлена беседка, где можно отдохнуть после поисков. И вот мы уже едем на юг.

Обратная дорога всегда кажется короче. Через Нефтекамск, Дюртюли прибыли уже вечером в Кушнаренково, где заночевали опять же у родственников. Это был самый длительный суточный пробег – 778 километров.

На следующий день через Чекмагуш прибыли в село Бакалы – райцентр одноимённого района, где посетили местный краеведческий музей и затем отправились на поиски самой западной точки нашей республики. Через село Нагайбаково вышли к деревне Ивановка, вернее, к тому, что от неё осталось, –это всего два дома. От деревни дорога чищена до поворота в сторону Татарстана, а далее вдоль посадки строго на запад пришлось идти пешком 3 километра.

Это была последняя крайняя географическая точка нашего маршрута. Но ещё оставалась точка 55 с пересечением параллели и меридиана. Она расположена в районе деревни Нижнесаитово в Кушнаренковском районе, это уже по пути домой.

Но добраться до самой точки оказалось не просто. Надо проехать через деревню, затем через ферму и по мосту через речку Чермасан. Но уже началось весеннее половодье, и речка за мостом уже вышла из берегов. Нам пришлось снова вернуться на ферму и уже оттуда пешком по льду через речку и затем по полю с озимой пшеницей выходить к этому знаку.

Дошли. Нашему восторгу не было предела! Здесь, кроме знака, стоит стела с указанием различных направлений. Эта точка – единственная расположенная на суше, остальные подобные точки находятся на дне океана.

Уже вечером мы посетили краеведческий музей в Кушнаренково, где узнали историю его развития и почему село так называется. И вот уже в сумерках мы въезжаем в Уфу.

Мы – это два пенсионера: Мозлов Валерий Михайлович на своём полноприводном «Ссанг-Йонг Кайроне» и автор этих строк Камский Михаил Яковлевич, руководитель похода, мастер спорта России по спортивному туризму, Заслуженный путешественник России. Все поставленные цели были выполнены, и мы были этим горды. Подробный отчёт будет написан и опубликован позже.

 

Михаил Яковлевич Камский. Фото автора.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.