Наум Лисогорский. Хорошее настроение — фронту!
Говоря о людях, своим трудом ковавших Великую Победу, мы помним о фронтовых художниках, чьи работы – произведения изобразительного искусства, созданные в годы Великой Отечественной войны – представляют собой ценности бесспорные, не теряющие актуальности, сохраняющие, а чаще всего и приобретающие со временем все большее воспитательное и эстетическое значение.
Один из таких художников фронтовой печати – Наум Моисеевич Лисогорский, в арсенале которого были и деморализующая врага острая политическая ирония, и гневная разящая карикатура: своим творчеством он вел прицельный и беспощадный огонь по фашизму грозным оружием боевой наступательной сатиры.
Разумеется, значительную часть своих работ Н. Лисогорский посвятил и простым советским воинам – героям войны, внеся тем самым неоценимый вклад в дело увековечивания памяти защитников Отечества.
Московский художник-сатирик Н.М. Лисогорский состоял в Союзе художников СССР с 1935 года. С начала Великой Отечественной войны Н. Лисогорский на фронте, куда ушел добровольцем. Вместе с частями 7-й Гвардейской армии прошел он славный боевой путь в качестве художника фронтовой газеты «За Родину!». Затем Н. Лисогорский работал в газете 2-го Украинского фронта «Суворовский натиск», в которой организовал сатирический раздел «Веселая Катюша». Н.М. Лисогорский был награжден орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу» и другими медалями.
Острые, злободневные рисунки, портреты и фронтовые зарисовки Наума Моисеевича демонстрировались на многих выставках, всегда находили живой отклик в сердцах его боевых товарищей, оставляли неравнодушными массового зрителя.
Н.М. Лисогорский посещал Уфу, с которой его связывала крепкая фронтовая дружба с нашим земляком, участником войны Р.Г. Латыповым («Ветеран Башкортостана» рассказывал о Латыпове Р.Г. в декабрьском номере за 2014 год).
Началом этой дружбы стало знакомство Наума Лисогорского и Рашида Латыпова жарким летом 1942 года на Сталинградских рубежах, при обороне хутора Хлебный на берегу Дона, когда командир роты Чернышев подвел к находящемуся в санроте и потерявшему на несколько дней после контузии речь и слух Р. Латыпову незнакомого офицера с блокнотом и карандашом в руках — художника из фронтовой газеты.
Тогда, не обращая никакого внимания на разорвашийся неподалеку снаряд, молодой лейтенант Н. Лисогорский рисовал сидевшего на ящике из-под мин раненного командира минометного расчета Рашида Латыпова. Позже один из двух сделанных Н. Лисогорским рисунков был опубликован в газете 64-армии «За Родину». Та встреча на фронте впоследствии выросла в крепкую дружбу, продолжившуюся и в мирной жизни после того, как спустя двадцать три года после войны их снова свел фронтовой рисунок, опубликованный 6 мая 1965 года в газете «Комсомольская правда».
Конечно, широкую популярность в послевоенной жизни Н.М. Лисогорскому принесла работа в журнале «Крокодил» (в одном из номеров репортаж Н.Лисогорского в свойственной сатирической манере был посвящен Уфе и Башкирии), а также сотрудничество со многими центральным газетами, где на протяжении долгих лет периодически печатались его рисунки.
Многократно тиражируемые, работы Н.М. Лисогорского представляют собой яркую страницу советской сатирической графики.
Д. Ахметвалиев
***
Публикация размещена в рамках проекта «Ветеран Башкортостана: с уважением к времени и людям»,
реализуемого АНО Издание «Ветеран Башкортостана» при грантовой поддержке Президентского Фонда культурных инициатив.