Знай корни свои. Башкирский род ГАЙНА

При поддержке Благотворительного фонда «УРАЛ» продолжается издание «Истории башкирских родов». Большинство представителей этого древнейшего рода Гайна живет в Пермском крае.

Гайна – один из 49 башкирских родов. Согласно преданиям, гайнинцы – это первые башкиры. И действительно, современные генетические исследования, проводившиеся среди башкир-гайнинцев, показали доминирование редкого для тюркских и, вообще, азиатских народов субклада R1b-U152, который более распространен среди населения Центральной, Западной и Южной Европы. Схожие гаплотипы также встречаются среди башкир родов Байлар и Кошсо. Как пишут ученые-исследователи, «анализ гаплотипов гайнинцев свидетельствует о явном „эффекте родоначальника”», у них «крайне низкий уровень [генетического] разнообразия». Это говорит об их этнической однородности.

В прошлом башкиры-гайнинцы населяли не только бассейны рек Тулва и Мулянка, но и Очер, Нытва, Юг и даже верхнее течение Камы в бывшем Соликамском уезде. С возникновением г.Уфы территория гайнинцев вошла в состав Уфимского уезда, охватившего весь исторический Башкортостан. Затем Уфимский уезд назывался Уфимской провинцией (с 1708 г.), с 1744 г. — Оренбургской губернией. Территориально Гайнинская волость с 1781 г. входит в состав Пермской губернии. С того момента башкирские населенные пункты находились под юрисдикцией Осинского и Пермского уездов Пермской губернии. Известный исследователь истории Пермского края А.Дмитриев в начале XX в. по этому поводу писал: «Южная окраина нынешней Пермской губернии некогда составляла северную часть Башкирии, обширной страны, занимавшей почти весь Южный Урал и оба его склона от нижней Камы и средней Волги до верховьев Яика и Тобола» [Дмитриев А. К истории зауральской торговли. Башкирия при начале русской колонизации//Пермская старина. Сборник исторических статей и материалов преимущественно о Пермском крае. Вып. VIII. Пермь, 1900. С.19].

В настоящее время большая часть гайнинских башкир расселена в бассейне р.Тулва в Бардымском районе Пермского края, отсюда их второе название – тулвинские башкиры. Здесь башкиры-гайнинцы основали и проживают в более чем 40 поселениях. В г.Пермь башкир насчитывается около 10 000 чел. Кроме того, башкиры проживают в Пермском районе и прилегающих к Башкортостану Чернушинском (более 3 000 чел.) и Куединском (чуть менее 2 000 чел.) районах.

Поселения гайнинских башкир в Пермском крае

Акбаш (Амжебаш, Акбашево), Аклуш (Аҡлыш, Аклушево), Актыбай (Алтыбай), АлтынайАшап ВерхнийАшап СтарыйАшап НовыйБарда (Кажмакты), Бардабаш (Бардабашево), БатырбайБерезник (Ҡайынауыл, Бирҙняк), Бичурино (Новобичурино, Оҙон Ялан), БрюзлиЕлпачиха (Удик, Ельпаково), Ермия (Зермия), ИлянчикИскирь (Искирево, Ыҫҡыр), Ишим (Тубанаул), ИшменьКанюк (Әрәмауыл), КарагашкаКонстантиново ВерхнееКояново (Тасимово), Краснояр (Ҡыҙылъяр), Кувья (Кувия), Кувья ВерхнийКудашКуземъяр (Куземъярово, Күҙмә, Байауыл), Култаево (Башкултаево, т.е. Башкирское Култаево), КуранМенгардаМостовая (Сузде), Нарадка (Нарацка), ОльховкаСарашево (Сараши), Сизян (Сюзяново), Старый Ашап (Староашапово), СултанайСармияда (Серим-Яда), ТалканкаТаныпТюндюк (Төнгәк), Уймужево (Уймуж), Усть-Ашап (Башап Туз), Усть-Тунтор (Усманово, Тауауыл), Усть-ШлыкУчкулФедорково (Федорки, Ушмучти, Өсмөсө), Чалкау (Чалково, Бакчауыл), Чад (т) (Чатово, Сазы, известна и как Верхне-Казмакты), Чад (т) НовыйЧувашай (Чувашаево, Зяматайаул), Шлык (возникла как хутор д.Тюндюк, называли ее и Верхнешлыково), Юкшур.

Из крупнейшего башкирского села Елпачиха (название образовано от башкирского слова “ялпаҡ” — приплюснутый), сыгравшего большую роль как административный центр волости, юрты и кантона, вышли известные кантонные начальники Адутовы. Известный сегодня общественный деятель Рафаэль Адутов – их потомок.

В деревне Кояново родился известный российский рудопромышленник, общественный и политический деятель Исмаил Тасимов. Именно он основал горное училище в Санкт-Петербурге.  Барда – родина другого крупного рудопромышленника, старшины Гайнинской волости Осинской дороги, торговца, первого депутата Уложенной комиссии (1767-1769) из башкир Туктамыша Ишбулатова. Именно им был составлен наказ башкир Уфимской провинции, направленный на защиту вотчинных башкирских земель от дальнейшего расхищения феодальным государством, сохранение внутреннего самоуправления башкир и права мусульман на свободное вероисповедание.

Деревня Барда (Кажмакты) также являлась родиной Зиннатуллы Амирова, деда по матери классика татарской литературы великого Габдуллы Тукая. По материалам VIII, IX, X ревизий 1834, 1850, 1859 гг. можно подтвердить его родословную, но с большей информацией. Его дед Амирхан Амиров (1770–1836 гг.), его бабушка Базиха, 1775 г. Единственный сын Амирхана Зайнулбашар (1803–1853). Сыновья Зайнулбашара Хайрулбашар, 1825 г. р. (его дети Сайдуабрар, 1852 г., Ярулла, 1854 г.), дед Габдуллы Тукая Зиннатулла, 1830 г. (хотя сам указывал 1829, во всех трех ревизиях он показан рожденным именно в 1830 г.: в 1834 г. ему исполнилось 4, в 1850 г. – 20, в 1859 г. – 29 лет), Гиниятулла, умерший в 1835 г. полуторагодовалым, Аюп, 1840 г., Гумер, 1843 г., Хусаин, 1846 г. Жена Зайнулбашара Габида Хамитова 1804 г. Зиннатулла Зайнулбашарович имел жену Камилю. Его дочь Мамдуда (1864–1894), от которой и родился Габдулла Тукай. Амирхан Амиров, его сын Зайнулбашар, внуки, правнуки были башкирами-вотчинниками Гайнинской волости. Они были владельцами волостных общинных земель, а не пользователями. Об этом когда-то писали и на страницах журнала «Казан утлары», в районных и республиканских газетах. Несмотря на очевидные документальные материалы о башкирском происхождении жителей д. Барда, в частности Амирхана Амирова, автор книги «Гайнинский край» А.Фатыхов «переселяет» его в Пермский край из центральных регионов Казанского ханства якобы из-за преследований колонизаторов России, насильственной христианизации. Как будто в годы жизни Амирхана Амирова, в 1770-1836 гг., еще существовало давно завоеванное Иваном Грозным Казанское ханство.

Чалкау– родина известного журналиста, сценариста и режиссера, автора многих башкирских и татарских песен Насура Юрушбаева, ныне проживающего в г.Лейпциг (Германия). По его инициативе и на его средства в Лейпциге был установлен памятник башкирским воинам. Выдающихся выходцев-башкир из рода Гайна очень много.

Поселения гайнинских башкир дёмской долины

Деревня Гайниямак Альшеевского района РБ (название происходит от названия рода Гайны и имени первопоселенца Ямака).

В Миякинском районе РБ деревни Малые Гайны (Мавлюкай-Гайны — дочерняя деревня, основанная в начале XX в. башкирами-гайнинцами из д.Гайны-Ямак) и Таукай-Гайна (его жители в 1856 г. о своем происхождении писали, что 90 лет тому назад они «вышли из Пермской губернии Осинского уезда из Гайнинской волости»).

В Бижбулякском районе РБ село Менеуз-Москва (Москово, первая часть названия происходят от названия реки Менеуз, второе – от антропонима, имени влиятельного вотчинника этой волости Москова Заитова).

Поселения гайнинских башкир на северо-востоке исторического Башкортостана

Деревня Кургат Мечетлинского района РБ, село Гайны в Ачитском районе Свердловской области на р.Бисерть (правый приток р Уфа). Жители последнего были выходцами из Гайнинской волости, осевшие на вотчинной земле башкир Больше-Кущинской волости в качестве припущенников.

Важнейшие моменты прошлого башкир рода Гайна, вопросы их диалекта и этнической идентичности, сведения по истории сел и деревень —  обо всем этом подробно рассказывается в XIтоме «Истории башкирских родов». Книга выпущена Центром изучения исторического наследия Башкортостана «Шежере» под руководством историка Салавата Хамидуллина при финансовой поддержке Благотворительного фонда «УРАЛ».

Используя издания «Истории башкирских родов» Вы можете найти своих родственников, учтенных в ревизских сказках, переписях населения и других списках. Электронную версия доступна на сайте https://bashkirica.com. Для приобретения бумажной версии обратиться по телефону: 8-917-351-23-43

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.